Щупанные кремлевскими щупальцами

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Яан Тооминг предупреждает: просмотр норвежского сериала «Оккупированные» способствует пробуждению патриотических чувств!
Яан Тооминг предупреждает: просмотр норвежского сериала «Оккупированные» способствует пробуждению патриотических чувств! Фото: Маргус Ансу

На этой неделе эстонские СМИ писали о кёльнских беженцах, наших охранниках в Индии и праве на оружие, но и о русских не забывали.

В Maaleht актер и театральный режиссер Яан Тооминг делится впечатлениями о норвежском телесериале «Оккупированные». Сериал, побивший на родине все рекорды, повествует о близком будущем, в котором к власти в Норвегии пришли «зеленые», прекратившие добычу нефти, после чего Норвегию с согласия ЕС – сюрприз! – оккупировала Россия. Исключительно для того, чтобы оную добычу возобновить.

Ах, зачем мы чужаки?

«Владычество русских в Эстонии после Второй мировой начинает забываться молодежью,  – сетует Тооминг. – Молодежь уж и не знает, что значит отчитываться перед Москвой, откуда нами руководили 50 лет... В сегодняшнем ЕС мы – страна с наибольшим количеством чужаков. Русских у нас почти 30 процентов от населения, нас, эстонцев, – 65 процентов. Такого положения нет ни в одном другом члене ЕС... Сейчас показывают сериал “Оккупированные”. Очень знакомая нам ситуация... Норвегию в сериале оккупируют русские, как и нас когда-то. И, конечно, вскоре начинаются протесты».

В кратком пересказе от Тооминга русские в сериале «настойчивы, они поглядывают на норвежскую нефть, России как супердержаве легко держать маленькую страну в узде, ведь военный конфликт с ядерной державой немыслим». За сим следует прекрасный вывод: «Мы оправданно боимся нашего восточного соседа, ведь треть населения у нас – чужаки, и мы хорошо помним свою историю... Этот сериал для нас важен – он напоминает, кто есть кто и где мы живем, в каком мире. Свобода в любой момент может разбиться вдребезги под танковыми гусеницами сверхдержав».

Называется текст Тооминга «Чужие вторженцы и свои». Свои – это, надо полагать, мы с вами, дорогой читатель. Неровен час, оккупирует Россия Эстонию из-за нефти... простите, до такого помутнения мозгов не перепьется ни один российский генштаб. Пусть будет «из-за фосфоритов». Оккупирует, значит, – и тут же воспрянут 30 процентов чужаков, ища зарезать титульное население вообще и Яана Тооминга в особенности. Они ведь к нам всей душой, хотя и не забывая, кто есть кто. А мы, а мы? Одно слово – чужаки! Нет чтоб избавить Эстонскую Республику от своего нервирующего присутствия...

Господин Тооминг! Христом-богом молим: не смотрите на ночь норвежских сериалов. Да и в другое время суток воздержитесь. Волнуемся за вашу душевную сохранность! Лугупидамисега, ваши чужаки.

Russian girls, Estonian boys

Приключения русских в эстонской прессе на этом не закончились. В Eesti Päevaleht журналистка Рийн Альяс задается вопросом, отчего «эстонские мужчины выхватывают женщин у русских мужчин», – смешанных браков эстонских мужчин с русскими женщинами у нас значительно больше, чем наоборот. Любовь любовью, но Альяс желает поверить гармонию алгеброй.

Объясняется феномен по-разному. 30-летний Алексей: «Основная проблема – языковой барьер, девушки лучше владеют эстонским, и число их потенциальных партнеров увеличивается... Не говоря о том, что эстонские мужчины богаче русских». Эстонка Хелит: «Для русского мужчины эстонская девушка какая-то не такая. Его ожидания устоялись, они традиционны. Он предпочитает девушек своей национальности». Социолог Тармо Стрензе: «Для женщин все-таки важен социальный статус мужчины, а он часто связан с определенной национальностью. С социально-экономической точки зрения статус эстонцев сейчас выше... В Эстонии доминируют эстонцы – как в плане заработка, так и в плане количества».

Два вопроса возникают у наивного чужака. Первый: куда вдруг испарились рассуждения о том, что все мы эстонцы? И второй: нету, говорите, никакой у нас дискриминации по национальному признаку?

Чьих вы, родители Эстонии?

Другая статья Eesti Päevaleht будоражит не менее: журналист Хендрик Кууск обвиняет некоммерческое объединение Eesti Vanemad («Родители Эстонии») в, не побоимся этого слова, прокремлевскости. НКО известно тем, что вместе с правыми радикалами из EKRE выступает против вмешательства соцработников в жизнь семей. Правы они или нет – вопрос открытый, и дело не в этом, а в том, что газета, с объединением не согласная, кроет «Родителей» чуть ли не как агентов РФ.

«Родители» связь с РФ опровергают: «Путин не заботится даже о детях России, с какой стати ему заботиться о наших?» – говорит одна из руководительниц НКО Анастасия Рая. Но Кууску виднее, и он приводит список «родительских» грехов: провели конференцию вместе с медиа-клубом «Импрессум»; и еще одну – с латвийским союзом родителей Dzimta, о связях которого с Кремлем писал журналистский центр Re:Baltica (лучшее доказательство, ваша честь!); а еще один партнер НКО – российская организация «Русские матери»!

Кроме того, «на конференции НКО в Эстонии выступала евродепутат Яна Тоом, которая в последнее время принимает проблему близко к сердцу; возможно, это совпадение». А вдруг нет?.. Выступал там и глава Центра информации по правам человека Алексей Семенов, между тем КаПо писало, что Центр поддерживается из-за рубежа, причем восточного. Короче, компетентные органы компетентно предупреждают.

Ну и самое страшное: «Даже если “Родители Эстонии” сознательно и намеренно не распространяют пропаганду сомнительного содержания, их деятельность и популярность полезна желающей расколоть эстонское общество российской пропаганде». Я считаю, такого рода обвинения надо расширять и углублять. Все, что, по чьему-то вескому мнению, полезно России, надо запретить. В том числе и «Власть № 4», между прочим. Я бы даже поставил вопрос ребром: любое недовольство политикой ЭР, любая ее критика идет на пользу пропаганде РФ, а значит... Сами понимаете, не маленькие! Тогда никто не расколет наше общество. Чужаки будут знать свое место и т.д.

Гражданин с ружьем

Поправки в оружейное законодательство, по которым можно иметь лишь одну единицу огнестрельного оружия, так что 2600 любителей пострелять должны будут отказаться от излишков, взбаламутили СМИ. Редакция Õhtuleht напоминает слова президента Рюйтеля: «Особенность эстонской демократии в том, что народ вооружен». Зачем правительству эти поправки? «Не нужно напоминать, – пишет редакция газеты, – что при советской оккупации новая власть первым делом озаботилась изъятием оружия у населения... Понятно, почему оккупант считал вооруженный народ опасным. Но чем угрожает оружие Эстонской Республике?.. Может, его хотят изъять на всякий случай, но тогда это сигнал, что государство не доверяет народу. Можно рассматривать поправки и как процесс закручивания гаек... Должен же чиновник как-то оправдывать свое существование».

Postimees смотрит на ситуацию шире: «У жителей ЭР оружия дома куда меньше, чем в Скандинавии и у латвийцев, но смертей от его применения у нас больше, чем в Скандинавии, и куда больше, чем в Латвии... Логика МВД такова: если оружие у человека одно, меньше вероятность его потерять – и меньше вероятность, что оно пропадет и попадет не в те руки. Противники поправок утверждают, что одной единицы оружия для самозащиты недостаточно... Скажем, в Великобритании власти начиная с 1980-х годов постепенно изъяли у населения все оружие... С другой стороны, если поправки примут, нелегального оружия будет больше, и это новый риск».

В Eesti Päevaleht присяжный адвокат и офицер запаса Индрек Тедер призывает сохранить закон как он есть: «Вооруженный человек – свободный человек. Ведь если вдруг возникнет диктатура, разве риск для жизни граждан будет меньше?» А для неграждан? Извините, это опять тут чужаки ненавязчиво интересуются.

Наверх