С этого года в руководство Ассоциации по безопасности международного мореплавания (Security Association for the Maritime Industry, SAMI) вошел представитель Эстонии Яанус Рахумяги. На днях он был избран в правление зонтичной организации судовой охраны, где будет представлять охранные предприятия Европы и России.
Рахумяги: в Индии создан очень плохой прецедент
Postimees поинтересовался у руководителя собственной охранной компании ESC Global Security, экс-депутата парламента Яануса Рахумяги, могут ли перемены в руководстве SAMI содействовать освобождению эстонских охранников, недавно осужденных в Индии на пятилетний тюремный срок. «Ясно одно, что сидеть сложа руки нельзя, – признал Рахумяги. – Совершенно очевидно, что на уровне организации нужно что-то предпринимать в отношении граждан Эстонии, осужденных в Индии на пять лет тюрьмы».
Руководитель фирмы ESC Global Security, совершившей более 1200 охранных миссий на море, подчеркнул, что повлиять на индийские власти и судебную систему невозможно, но в любом случае вопрос эстонских моряков нужно ставить самым серьезным образом на уровне Ассоциации.
Никто ничего не понимает
«Настало время идти вперед, уделяя повышенное внимание не только организационным вопросам охранных фирм, но и их работникам, а именно – соблюдению прав моряков и стандартам безопасности. Необходимо, чтобы правовую защиту могли получить все, кто в ней нуждается. Нам есть над чем работать», – сказал он.
Представитель Эстонии в Ассоциации по безопасности международного мореплавания напомнил, что наряду с группой эстонских граждан в Индии задержаны охранники из других стран. Всего 35 человек, среди которых 14 граждан нашей страны. Дело экипажа судна Seaman Guard Ohio превратилось в международную юридическую проблему.
«Нашей организации необходимо занять четкую позицию по этому вопросу, невзирая на то, что сейчас по сути никто не понимает, что творится. Все знают, как устроена и работает система охраны судов на море, но никто не понимает, почему ответственность возлагается на всех членов экипажа. За решения капитана не должны отвечать все находящиеся на борту судна. В европейском правовом пространстве уголовная ответственность всегда является персональной, если только мы не имеем дело с криминальной группировкой. А это не наш случай, – сказал Рахумяги и добавил: – Это большая юридическая проблема. Нам необходимо занять четкую позицию, и при необходимости выступить за поправки по нормам международного права. Что-то нужно делать, создан очень плохой прецедент».
По словам Рахумяги, он готов поднять данный вопрос на первом же собрании SAMI. Собрать всех представителей Ассоциации за одним столом нелегко, поскольку по роду своей деятельности они постоянно находятся в разных точках мира. Тем важнее вынести больной вопрос на повестку дня при первой же встрече, чтобы попытаться помочь морякам и извлечь уроки из случившегося. И кому, как не Яанусу Рахумяги, чьи сограждане оказались в беде, поднять эту тему на правлении SAMI.
«Польза от моего участия может заключаться в том, что мы сможем обсудить, что будет с теми, кто был завербован на судно, и как организация могла бы повлиять на процесс с целью предотвратить подобные случаи в будущем и защитить тех людей, которые могут попасть в ситуацию, схожую с той, в которой оказались наши ребята в Индии».
Несмотря на сокращение пиратских атак, обеспечение безопасности в Аденском заливе остается важным вопросом. Через этот торговый путь проходит около четверти мировых перевозок и около 40% судов сопровождаются вооруженными охранниками.
Организацию пора «осовременить»
В обновленном правлении Ассоциации по безопасности международного мореплавания представитель Эстонии будет работать на общественных началах и бесплатно – так же, как и девять других членов руководства.
Рахумяги убежден, что SAMI следует быть более осведомленной о происходящем на море, а значит, организацию пора «осовременить».
На данный момент Ассоциация по безопасности международного мореплавания представляет интересы 120 частных морских охранных фирм, обеспечивающих безопасность судов, перемещающихся по всему миру. Это 80% компаний всей отрасли. Речь идет не только о судоходстве в Индийском океане и не только об охранных фирмах, подчеркнул Рахумяги. На конец 2012 года в Ассоциацию входило 180 компаний.
Доверяй, но проверяй на ISO
- Г-н Рахумяги, как вы считаете, следует ли SAMI составлять «черные списки» ненадежных фирм, с которыми нужно быть особенно внимательными при заключении контракта?
Это будет очень трудно сделать. Ассоциация SAMI объединяет только 80% частных охранных морских компаний. Т.е. 20% нам вообще неподконтрольны. Самое главное в данной ситуации – прийти к общему стандарту в сфере безопасности международного мореплавания. Я имею в виду то, какие требования должны предъявляться к охранным фирмам, каким критериям они должны соответствовать. Тогда все окажутся в равных условиях.
Разные стандарты в сфере охраны безопасности на море – это большая проблема. В этой отрасли наряду с серьезными фирмами работают компании, которые вообще никаких стандартов не придерживаются. Нужно суметь сделать так, чтобы требования ко всем были едиными и обязательными. По-моему, уважающая себя фирма должна иметь сертификат на соответствие стандарту ISO (ISO 28000 with ISO PAS 28007-1:2015), специально разработанному для охранных компаний.
«Черные списки» – это субъективное дело. Я больше доверяю четким стандартам, которые трактуются и проверяются одинаково.
- А 80% частных охранных морских фирм, находящихся под зонтиком SAMI, все до единой являются надежными? Моряки им могут доверять?
Ассоциация SAMI не несет ответственности за фирмы, которые объединены под ее началом. Однако SAMI имеет возможность влиять на своих членов, опираясь на основные принципы и правила Ассоциации. У нас имеется система конт-роля – внутренняя аккредитация SAMI. Можно быть просто членом Ассоциации, а можно иметь данную аккредитацию, повышающую рейтинг доверия к фирме. Например, моя охранная фирма имеет эту аккредитацию.
На сайте SAMI можно ознакомиться с отдельным списком фирм, соответствующих международному стандарту ISO. Все желающие могут также проверить, кто какие сертификаты имеет и каким стандартам соответствует.
- Фирма AdvanFort, которая отправила в Индию наших моряков, тоже является членом SAMI?
Полагаю, что эта фирма уже не работает. С таким имиджем, как у AdvanFort, трудно продолжать деятельность в данной сфере. (AdvanFort в настоящее время не значится в списке членов SAMI – прим. ред.).
- Но у этой фирмы был большой стаж работы, наши судовые охранники не первый раз заключили с ней контракт и, по всей видимости, ничего не подозревали…
Контракт с этой фирмой – это был личный выбор наших судовых охранников, и это был неправильный выбор.
- Ваш прогноз: чем закончится это дело? Стоит ли обжаловать приговор, учитывая, что этот процесс может затянуться на долгие годы, или лучше надеяться на помилование?
Я не в курсе юридических нюансов. Заключенные в тюрьму должны будут сами решить, обжаловать приговор или рассчитывать на помилование. Обмен заключенными возможен даже при отсутствии соответствующего договора между Эстонией и Индией, власти двух стран сейчас работают над соответствующим документом.