Cообщи

Николай Караев: джентльмены нашего клуба

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Николай Караев.
Николай Караев. Фото: SCANPIX

Я хотел бы высказаться в защиту важнейшего права – на недоверие.

Взять давешнюю историю с лотерейным билетом, выигравшим две суммы, вероятность чего составляет одну пятитриллионную – больше нуля, но на грани чуда. В теории возможно, но как-то, согласитесь, не верится. Да, с точки зрения закона, в том числе закона больших чисел, к Eesti Loto претензий быть не может. Вероятно, и правда кому-то свезло. Интересно только, кому именно, нет ли там родственно-дружеских связей и все такое. Но кто ж нам скажет.

Я не могу и не хочу обвинять в чем-либо организаторов розыгрыша – у нас, слава богу, презумпция невиновности. Но никто не может заставить меня доверять непрозрачной процедуре. А розыгрыш не так уж прост – это не вытягивание шаров с номерами в «Спортлото». Правда, за этой процедурой следит комиссия. Но ее можно подкупить, да и может ли она уследить за всем?

Ущербная логика? А я скажу, что, наоборот, нормальная. Вспоминается сцена из фильма «Чокнутые» (1991), в которой поручик Кирюхин (Николай Караченцов) рассказывает о посещении английского клуба, где играли в очко: «Ну, думаю, отчего бы мне с ними не поиграть? Сажусь. Играю. Он мне говорит: девятнадцать! Я говорю: покажи! А он говорит: у нас в клубе принято джентльменам верить на слово. И тут мне как стало везти! Везет и везет!..»

Людям нужно верить? Как по мне – далеко не всегда. История говорит нам, что чем больше на кону денег, тем больше вероятность, что производится их отъем сравнительно честным способом.

И я уверен: право не доверять священно. Как и право решать, принимать участие в непрозрачных процедурах или нет. Ладно лотерея, но возьмите э-выборы. Я всё знаю про то, что это самые честные выборы на свете. И еще я знаю, что э-выборы – совершенно непрозрачная для вас и меня, рядовых избирателей, штука. Между тем на кону стоят огромные деньжищи; шутка ли – руководить финансовыми потоками страны! Ради такого можно подмазать любого эксперта, чтоб тот потом убеждал нас в честности э-выборов.

Одна француженка, преподававшая в таллиннском Французском институте, как-то сказала нам, ее ученикам: «Чтобы у нас поверили в выборы по компьютеру? Ха! Только бумажные бюллетени в прозрачных ящиках!»

Французы правы, я считаю. Безобразное навязывание э-выборов – сродни преступлению. Простите дурака, но джентльменам местного клуба я на слово не поверю никогда.

Наверх