План по "десталинизации", разрабатываемый президентским советом по правам человека в России, предполагает создание крупных мемориальных центров в Москве и Петербурге, а также единого Интернет-портала, посвященного жертвам советских репрессий.
В России разрабатывается портал о жертвах советских репрессий
"Программа включает установку памятников и памятных знаков, мемориализацию жертв террора, создание музейно-мемориальных комплексов, в том числе двух крупных музеев в Москве и Санкт-Петербурге", - сообщил журналистам в среду правозащитник, член президентского совета по правам человека Юрий Джибладзе.
По его словам, план также предполагает создание общедоступной объединенной базы данных о жертвах политического террора в СССР.
Ю.Джибладзе сказал, что Интернет-портал будет похож на базу данных Минобороны, которая содержит информацию о погибших в Великой Отечественной войне.
В среду в Москве состоялось заседание президентского совета по правам человека, которое провел глава Совета Михаил Федотов. Заседание состоялось без участия президента РФ.
Накануне В.Федотов заявил "Интерфаксу", что основные предложения по "десталинизации" и преодолению пережитков тоталитарного режима в России президентский Совет по правам человека подготовит к январской встрече с Дмитрием Медведевым. "Мы надеемся, что эта встреча состоится в середине января", - сказал М.Федотов.
М.Федотов, назвавший "десталинизацию" одним из своих приоритетов, сообщил, что после январской встречи главы государства с членами Совета по правам человека "можно будет более определенно говорить, как этот проект будет развиваться".
В прошлую пятницу М.Федотов сообщил "Интерфаксу", что в России планируется осудить роль НКВД и других организаций в политических репрессиях.
"Будет ли в рамках проекта ("Национальное примирение и увековечение памяти жертв тоталитарного режима") дана оценка конкретных организаций? Думаю, что да", - ответил М.Федотов на вопрос о том, будет ли в России осуждена роль НКВД в сталинских репрессиях.
"Но инструментами режима являются не только спецслужбы, но даже и такие, казалось бы, далекие от спецслужб организации, как творческие союзы. Давайте вспомним, как Бориса Пастернака исключали из Союза писателей", - сказал глава Совета.
"Это не будет суд над Сталиным, это не будет суд над НКВД. Это будет оценка режима. То, что жертвами этого режима был весь народ, - для меня лично очевидно", - сказал М.Федотов.
"Нужно дать оценку всему режиму. Это важно, чтобы преодолеть его пережитки. Нам нужно разобраться с нашим прошлым так же, как разобрались со своим прошлым немцы, испанцы, португальцы и другие", - сказал М.Федотов.
По его словам, разрабатываемый Советом проект предполагает мемориальную работу - установку памятников, организацию музеев и мемориальных комплексов, открытие архивов и их изучение, а также социальную поддержку жертв тоталитарного режима.
М.Федотов сообщил, что в середине января, как ожидается, глава государства "встретится с Советом для обсуждения трех вопросов: о национальном примирении и увековечении памяти жертв репрессий, о защите семьи и детства, а также судебной и полицейской реформах".
Между тем член президентского совета по правам человека Александр Аузан заявил на пресс-конференции в среду, что в проекте "Национальное примирение и увековечение памяти жертв тоталитарного режима" решено отказаться от осуждения конкретно советского лидера Иосифа Сталина, но оценку его режиму дадут.
"От персоналистских формул насчет "десталинизации" мы отказались. Они были у нас в старых-старых рабочих материалах. Дело не в Сталине. Если говорить о примирении, мы полагаем, что весь 20-ый век пронизан гражданской войной. Она не закончилась. Мы по-существу говорим не о персональных оценках. Этого там нет и не будет", - сказал А.Аузан.
По его словам, речь идет о том, "чтобы сформировать устойчивую политико-правовую оценку режиму, которая повлияла бы и на сознание людей, и на школьные учебники".
"Здесь не видно простых и одноходовых решений. Жертвы и палачи находятся в довольно сложной комбинации. На день чекиста было бы правильно выдавать статистику и показывать то, как сам себя несколько раз убивал этот аппарат. Наиболее истребленная часть репрессиями - это специальные службы этой страны", - сказал А.Аузан.