Власть №4. Волшебные клизмы Кремля

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Как обменять признание однополых отношений на место в Европе плюс изменения в Конституции? Для нас нет ничего невозможного!
Как обменять признание однополых отношений на место в Европе плюс изменения в Конституции? Для нас нет ничего невозможного! Фото: Андрес Хаабу

На этой неделе эстонские СМИ были озабочены тающим снегом и совместным проживанием, но и о русских не забывали.

На портале Delfi языковед-реформист Урмас Сутроп продолжает искать кремлевских пропагандистов, которые промывают мозги эстонскому населению, чтобы (сядьте, коли стоите) «заставить эстонцев и русских совместно свалить правительство». Такой вот извив верноподданической мысли: против властей прут лишь иностранные агенты и ими подзуживаемые. Ну да что с реформиста взять?

Отчет в форме доноса

Сутроп считает, что «русскоязычные порталы Эстонии подустали», как и «известные пропагандисты» – Маргарита Корнышева, Маргарита Черногорова, Сергей Середенко и Михаил Стальнухин. «Чувствуется, что денежные потоки сюда не текут. Пропаганда идет в других местах и эффективнее. Влияние этих порталов на эстонцев – почти нулевое. Русских околачивают полным ходом по ТВ».

Самоотверженно посмотрев пару дней русское ТВ, Сутроп живо его разоблачил и настрочил (хорошо, если только на Delfi) следующее: «Пропаганда на Orsent TV круче, чем на Таллиннском ТВ. Всё-всё во всей стране так плохо-плохо... Эстонские новости ПБК поскромнее. Но общий тон такой, будто Эстония прогнила и коррумпировалась, будто здесь плохо жить». Ай, насяльника, тут жить хорошо! Особенно тебе! Заодно Сутроп пинает конкурентов: «Как ни странно, помогают создавать это впечатление два члена Свободной партии, Артур Тальвик и Юри Адамс – оба на чистом русском говорят о коррупции».

Самое страшное впереди: «Прокремлевская пропаганда явно сделалась эстоноязычной... Видно, не все понимают, что основная цель РФ – пробудить недоверие ко всему государству, правительству, политической элите. Другая цель кремлевской промывки мозгов – убедить людей, что правды нет и все относительно. А еще Кремль пытается создать атмосферу страха: “На помощь! Беженцы, геи, педофилы, похищающие детей соцработники!“»

Да, кремлевская пропаганда пытается это сделать – но чем национал-реформистская пропаганда лучше? Не она ли орет: «На помощь! Пропутинские инородцы, любители СССР, пятая колонна!»? Не Сутроп ли промывает мозги эстонцам, убеждая, что правды нет (коррупция? в Эстонии? да вы чо!), а истинна лишь точка зрения Партии реформ? Два агитполка схлестываются бессмысленно и беспощадно... И на здоровье, если вам мило политическое садомазо. Только экономика с демографией тем временем проседают – а вы все охаживаете друг дружку пропагандистскими семихвостками.

Тем временем на Хундисильма

В фокусе эстонских СМИ в очередной раз оказался Закон о совместном проживании, который приняли своеобразно: сам закон вступил в силу 1 января, но де-факто не работает ввиду отсутствия прикладных актов. Журналист Тармо Вахтер в Eesti Ekspress видит здесь ловушку для премьера, причем расставленную не кем-то, а...

Есть предположения? Нет, не Кремлем. Да, Сависааром! «В середине зимы на хуторе Хундисильма Эдгар смастерил уникальную ловушку. Она состоит из трех силков». Первые силки – для главы IRL Маргуса Цахкна, вторые – для главы соцдемов Евгения Осиновского, третьи – для главы реформистов Таави Рыйваса. «Вместо сыра в качестве приманки используется Закон о совместном проживании... Эдгар решил отнять у гомопар право регистрировать отношения». То есть, опять же, виноваты центристы. Впрочем, автор оговаривается: Эдгар – не гомофоб, в его партии есть и геи, и лесби, просто ему надо избавиться от Таави.

Действует ловушка так: Маргус высказывается против закона, Евгений объявляет, что работать вместе с IRL ему западло, коалиция разваливается и образуется новое правительство – уже без Таави. Но виноваты центристы. Известно!

Партс и благодарные геи

То, что данный закон стал предметом бесстыжего политического торга, удручает и редакцию Postimees: «Все пляшут какой-то свальный танец – главное, чтоб было круто. Танцульки власти были бы интересны, если бы обсуждение шло по существу, а не превратилось в регулятивно-хореографический цирк... Все указывает на то, что стороны торгуются... А как же собственное мнение? Общественные интересы? Интересы государства?»

В той же газете варианты готовящейся сделки расписывает политолог Ахто Лобьякас: «Юхан Партс – величайшая надежда Закона о совместном проживании... Не будь Партса и маячащего на его горизонте теплого европейского местечка (Партс хочет стать членом Европейской контрольной палаты, куда его может послать или не послать государство – Н.К.) и не будь у соцдемов желания сохранить Закон о совместном проживании в обмен на что-то, у IRL не было бы стимула идти на сделку». Лобьякас предположил, что IRL захочет большего: либо отказать однополым парам в праве быть родителями, либо ограничить сферу применения закона однополыми парами, что было бы равносильно «отдельному еврейскому регистру в Третьем рейхе».

Чуть позже ситуация прояснилась: партнеры по коалиции вроде бы согласны на предложение IRL поменять Конституцию, чтобы слово «брак» относилось только к союзу мужчины и женщины. Тут возмутился Eesti Päevaleht: «На конституционном уровне брак определен таким образом в дюжине стран Европы. Часть из них в ЕС не входит, это страны автократические, коррумпированные или потерпевшие фиаско – Белоруссия, Молдавия, Сербия. Среди стран-членов ЕС такого нет ни в одной стране-основательнице Союза. Польша, Венгрия и в меньшей мере Словакия – страны, в которых власть имущие борются между собой и царит популизм. Еще в списке наши соратники по советскому прошлому Литва и Латвия, но ни одной скандинавской страны». А мы, ясно, хотим быть Скандинавией.

И ведь прав Сутроп – не иначе как Кремль заставляет коалицию вести себя так, что у народа возникает к правительству лютейшее недоверие. Но как Путину это удается? Он их гипнотизирует? Подкидывает в пищу зомбифицирующие таблетки? Ставит тайком волшебные клизмы для промывки мозгов?..

Смех – не грех

Журналист Кристер Парис пишет в Eesti Päevaleht LP о том, «красиво ли смеяться над расистом». Речь не о расизме в узком смысле, но о любых проявлениях стереотипического идиотизма. Рассуждения Париса перемежаются анекдотами, причем так, чтобы никто не ушел необиженным:

Как понять, что такое «в замешательстве»? Скажи нацисту, что Холокоста не было.

Мужчины думают о сексе каждые шесть секунд. Съем-ка я побыстрее свой хотдог. А то мало ли...

Три дня висел в небе эстонский десант...

Школьников просят задать вопросы Путину. Вовочка: «Владимир Владимирович, почему вы используете суды для сведения счетов с врагами?» Вдруг звенит звонок, ученики выходят на перемену. По возвращении поднимает руку Митя: «У меня три вопроса. Почему вы используете суды для сведения счетов с врагами? Почему звонок прозвенел раньше времени? Куда делся Вовочка?»

Эстонский русский в магазине: «Дайте, пожалуйста, вот это... нет, то, нет, вот это красное, с серой штукой на боку!» Продавщица: «Спрашивайте по-русски!» – «Нет уж, 50 лет мы слушали ваш ужасный русский, теперь послушайте наш эстонский!»

Последний анекдот, заметим, с двойным дном – да и, если поглядеть вокруг, не анекдот вовсе, а живая жизнь. 

«Против разжигателей ненависти может и не быть лучшего оружия, чем юмор, – пишет Парис. – Лучше острить сейчас, потом может быть поздно... Здорового человека юмор не задевает, а расиста он обжигает хуже раскаленного железа... Если расист позволяет шуткам влиять на себя, это лекарство стоит испробовать. Хотя, может быть, все проще. Как сказал Пушкин: смеяться, право, не грешно над всем, что кажется смешно». Ну и ничего, что на самом деле это сказал Карамзин – какая разница-то?

Рубрика «Власть № 4» солидарна с обоими и с Парисом, и с Карамзиным. Над разжигателями нужно ржать. Как иначе-то?

Наверх