Сан-Паулу – город бетонных джунглей

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
В Сан-Паулу безумное движение, однако по ночам и в воскресенье скоростная автомагистраль, пролегающая через центр города, отдана пешеходам.
В Сан-Паулу безумное движение, однако по ночам и в воскресенье скоростная автомагистраль, пролегающая через центр города, отдана пешеходам. Фото: Стинне Лоо

Стоило мне приехать в Бразилию, как в первый же день я услышала совет никогда не иметь наличных денег больше, чем могу себе позволить потерять.

 И хотя наставлявший меня человек был не бразильцем, а норвежцем, я серьезно отнеслась к его словам и в результате в любом встречном человеке видела потенциального преступника.

Это, впрочем, не помешало мне любоваться красотами Сан-Паулу, самого населенного города Бразилии.

У города много проблем

Не верьте тому, кто станет уверять, что хорошо знает Сан-Паулу, масштабы этого города столь велики, что ни один человек, даже проживший в нем всю свою жизнь, не может знать всех его уголков. Размеры города (он занимает площадь 1525 кв. км), количество районов и численность населения (11,3 млн человек) настолько впечатляют, что у жителя такой небольшой страны, как Эстония, дух захватывает.

Застройка в Сан-Паулу хао­тична, в архитектуре смешались разные стили и эпохи, в городе полно недостроенных домов (что не мешает людям жить в них), современные небоскребы соседствуют с музеями, церквями и старинными постройками.

На первый взгляд самой большой проблемой Сан-Паулу является мусор. Хотя в городе установлены контейнеры для разных видов отходов, мусор здесь валяется на каждом углу.

Такое впечатление, что местные жители вообще не привыкли убирать за собой. Идешь по улице и видишь, как приличные с виду люди бросают упаковки от еды или пустые сигаретные пачки прямо на тротуар. Мусор кидают и из окон проезжающих машин, а их в Сан-Паулу очень много.

Жителей Таллинна, сетующих на автомобильные пробки, возникающие порой на Таммсааре теэ, на кругу Ыйсмяэ или в Пирита, жители Сан-Паулу (или «паулиста») просто подымут на смех. Для них три часа, проведенные в 100-километровой пробке в конце рабочего дня, вполне нормально. Огромное количество автомобилей страшно загрязняют воздух, и в дни, когда не дует ветер, это видно даже невооруженным глазом.

Через центр города пролегает скоростная магистраль Minhocão («гигантский червяк») протяженностью 3,4 км. Ее построили в 1970-х годах для транспортировки грузов, но вскоре поняли, что автострада приносит больше вреда, чем пользы. И теперь по ночам и в воскресенье дорога закрыта для автотранспорта.

Представьте себе картину: по широкой скоростной магистрали прогуливаются семьи с детьми, едут велосипедисты, бегут спортсмены. Сейчас обсуждается вопрос о том, чтобы запретить движение по магистрали в субботу, а активисты «зеленого движения» и вовсе настаивают на закрытии дороги. Но тогда встанет воп­рос, куда направить 80 000 автомобилей, которые едут по этой дороге в рабочие дни.

Сан-Паулу страдал от автомобильных пробок еще тогда, когда население города составляло «всего» три миллиона человек, так что неудивительно, что те, кто может себе это позволить, передвигается на вертолетах. Богачей в городе, наверное, столько же, сколько бездомных, обитающих в картонных ящиках. Сан-Паулу в прямом смысле слова делится надвое: по воздуху на деловые встречи на вертолетах летают богачи, а внизу, на грязном асфальте, живут бомжи.

Сан-Паулу – один из самых богатых городов южного полушария, на его главной улице Авенида Паулиста расположены штаб-квартиры крупнейших бразильских и международных компаний. Но именно в этом городе классовое неравенство особенно остро бросается в глаза.

Опасности и соблазны

Вопрос, является ли Сан-Паулу таким опасным, каким его считают, отнюдь не надуманный. Местные СМИ ежедневно сообщают о несчастных случаях, убийствах и кражах. Чаще всего преступления совершают выходцы из других бразильских штатов, приехавшие в большой город попытать счастья. Многим из них не удается найти работу, и они пополняют армию бездомных и преступников.

Зная об этом, в первые дни в Сан-Паулу я тщательно держалась за сумку, хотя и не носила в ней что-нибудь ценное. В конце-концов мне стало смешно от собственного поведения, тем более что в Сан-Паулу я чувствовала себя так же безопасно, как в любом другом городе. Правда, я не рискнула бы прогуливаться по вечерам в отдаленных районах города, и в 350-тысячной демонстрации на Авенида Паулиста, участники которой требовали отставки президента Дилмы Русеф, тоже не участвовала. Хотя эта мирная демонстрация больше напоминала фестиваль, участники которого пели и что-то выкрикивали.

В Сан-Паулу, как в любом другом большом городе, туристов ожидает немало соблазнов. У меня просто глаза разбежались, когда я попала на муниципальный рынок, построенный еще в 1930-х годах. Такого обилия фруктов и овощей, о существовании которых я никогда даже не подозревала, мне еще не приходилось видеть. За дегустацию на рынке Mercado Municipal мне пришлось выложить 60 евро. Уже заплатив, я поняла, что столько фруктов, сколько входит в дегустацию, мне просто не осилить.

Пришлись мне по вкусу и бразильские пирожки, все они, независимо от названия и способа приготовления – pão de queijo, empanada, pastel, coxinha – так и таяли во рту. Популярный бразильский коктейль caipirinha оказался во много раз вкуснее, чем напитки под таким же названием, предлагаемые в Европе.

Сан-Паулу не может по­хвас­таться всемирно известными достопримечательностями, но этот самый большой и самый богатый город южного полушария впечатляет своими масштабами, крас­ками и экзотикой.

Ключевые слова

Наверх