Далтон Трамбо (Брайан Крэнстон) – реальное историческое лицо: этот сценарист и коммунист в разгар «охоты на красных ведьм» вместе с другими работниками «фабрики грез», считавшими, что был коммунизм всяко лучше оголтелого капитализма, вызван в Конгресс США, чтобы дать показания по делу о «советской пропаганде в голливудском кино». Трамбо над американским судилищем откровенно поиздевался, за что был ненадолго отправлен в тюрьму. По возвращении домой он обнаружил, что вместе с девятью столь же упрямыми коллегами внесен в черный список: о работе на Голливуд можно забыть. Между тем Трамбо умел только писать сценарии – но зато уж это он умел делать очень хорошо.
Другой на его месте опустил бы руки, но Трамбо решил перехитрить систему, обвести ее вокруг пальца и выставить на посмешище. Конечно, Америка 1950-х годов была далеко не СССР а-ля Сталин, и Трамбо не рисковал жизнью. Однако для американца, привыкшего к какой-никакой, но демократии, игра все равно была опасной, тем более что никто не знал, чего от системы, покусившейся на права и свободы граждан, ждать.
Однако, как писал сатирик Михаил Успенский, «жаба хитра, но маленький хрущ с винтом много сильней ее». Трамбо стал таким вот маленьким хрущем. Не теряя чувства юмора, ободряя отчаивавшихся коллег и глядя в глаза врагам и предателям (Голливуд тогда напоминал идеологическое поле боя), он добился того, что ему и другим отверженным вновь стали давать работу. Конечно, поначалу это были сценарии всякого дешевого дерьма. Конечно, имя настоящего автора в титрах не значилось. Конечно, платили сценаристам гроши. Но это была первая, пусть и маленькая, победа.