Власть №4. Солдат Одина в поле не воин (12)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Урмас Рейнсалу.
Урмас Рейнсалу. Фото: Арди Труйя

На прошедшей неделе эстонские СМИ приглядывались к «Солдатам Одина», сокрушались по поводу беженцев и подозрительно выискивали следы тлетворного влияния Кремля в деятельности европейских ультраправых организаций.

Беженцев еще нет – во всяком случае в массовом порядке их к нам не завозят, хотя Postimees и сообщил на днях, что Эстония нашла аж целого кандидата в беженцы. Но пока ответственные за их выбор смотрят в зубы дареному коню, которого многие почитают троянским, переполненные чувством ответственности за судьбы Европы ультраправые активисты объединяются в народные дружины, сильно смахивающие на ку-клукс-клан. Впрочем, с учетом местного колорита он в наших северных широтах называется «Солдаты Одина».

Одиноиды бдят

С тех пор как Yle сообщило о появлении в финских городах, где расселяют беженцев, самочинных компаний, состоящих из крепких белых мужчин, готовых отстаивать «европейские семейные ценности» на финских улицах, ультраправая организация успела пустить корни и в Эстонии. Местная группа в Фейсбуке насчитывает более 3000 человек. Представитель полиции сказал «Актуальной камере», что пока в Эстонии не случалось громких правонарушений, совершенных беженцами (что, в общем, логично, поскольку их здесь практически нет), но не исключено, что деятельность одиноидов может посеять тревогу в обществе.

Кстати, для нее есть все основания. Так, например, Йоозеп Вярк пишет в Postimees, что хотя цель организации состоит в том, чтобы поддерживать порядок, в лучшем случае из нее получится реабилитационная группа, где бывшие преступники смогут приглядывать друг за другом. В худшем – мы будем говорить не о солдатах, а о бандитах Одина. В самом деле, «послужной список» их лидера Данеля Пуудера преинтересен и насчитывает несколько судимостей за хранение наркотиков, избиение сокамерника и кражу. Звучит многообещающе.

Зато никакого тебе либеральничания – напротив, крепкие консервативные устои и любовь к Отечеству. Настолько крепкие, что 24 февраля организация собирается провести факельное шествие, если верить ERR Uudised. Да-да, вы правильно поняли, одиноиды симпатизируют EKRE и даже призывают участвовать в их мероприятии в тот же день. Вы ведь соскучились по нашим факельным шествиям в теленовостях?

В осажденной крепости

А пока солдаты Одина собираются маршировать под факелами, в Европе строится Крепость. Что поделать, как-то само собой стало естественным преобладание военной тематики в названиях: нам прозрачно намекают, что пора обороняться. Как пишет Eesti Päevaleht, уже упомянутая эстонская национал-консервативная партия EKRE собирается на выходных провести мероприятия в знак солидарности с объединением Fortress Europe, куда, как замечает газета, входят «пророссийская итальянская партия "Лига Севера" и политическое движение PEGIDA, на демонстрациях которой выражали поддержку политике Путина».

Теме близости европейского национал-консерватизма к путинской политической повестке эстонская пресса в последнее время вообще стала уделять больше внимания. EPL отмечает, например, что подписание декларации Fortress Europe почему-то практически не освещалось в международных СМИ, зато стало предметом интереса для пропагандистского Russia Today. Заодно газета подчеркивает, что, помимо национал-консерватизма, многие присоединившиеся к декларации известны своей симпатией к России. И это, кстати, неудивительно, учитывая, что и те и другие топчут одну и ту же патриархально-шовинистическую поляну.

А в Postimees усмотрели менее очевидную, но от того не менее интересную симпатию между эстонскими консерваторами и Центристской партией. «Учитывая, что возглавляемая Эдгаром Сависааром Центристская партия удерживает среди русскоязычных избирателей место абсолютного любимца из всех партий, в то время как EKRE пытается консолидировать националистов, по крайней мере, в риторике и имидже они должны быть страстными противоположностями. Но нате вам – как уже бывало в политике, зачастую в борьбе противоположностей обнаруживается единство», – пишет Неэме Корв.

Он замечает, что обе партии занимают консервативную позицию по самым животрепещущим в последнее время вопросам. Деятели из EKRE уже некоторое время появляются в передачах Таллиннского телевидения, где резко высказываются по вопросу беженцев; Центристская партия все больше подливает масла в огонь обсуждения Закона о сожительстве; Kesknädal публикует объявление о конференции, которую организует EKRE. Заместитель Пыхья-Таллиннского районного старейшины Прийт Кутсер в январском номере муниципального издания даже опубликовал провокационную статью под названием «Разрешение гомосексуальных браков предполагало бы и легализацию многоженства». Чуете, опять запахло «европейскими семейными устоями»? И эта скрытая общность взглядов, по мнению автора, в не самой невероятной перспективе грозит вылиться в коалицию на двоих, которая способна собрать большинство в парламенте к следующим выборам. Вот такая внезапная интеграция пророссийской и эстонской националистической партий.

День сурка

Впрочем, лучше всего в вопросах интеграции разбирается наш министр юстиции Урмас Рейнсалу. «Считаю, что в порядке предоставления гражданства путем натурализации первичным должен быть вопрос о том, когда создано Эстонское государство и была ли Эстония, по мнению отвечающего, оккупирована в 1940 году или нет. Этот вопрос и является наилучшим мерилом интеграции», – цитирует его слова BNS. Эта богатая идея у русскоязычных комментаторов вызвала ощущение дежавю, а эстонской прессой оказалась практически незамеченной. А жаль. Вот же он – подлинно прагматичный интеграционный подход! Для вящей принципиальности можно и беженцам этот вопрос задавать прямо на границе.

В среду два крупнейших издания страны – Postimees и EPL – вышли с передовицами, посвященными безопасности. Накануне появилось сообщение о том, что США собираются увеличить в четыре раза финансирование своих военных программ на территории Европы. «Военные США и сейчас присутствуют в Эстонии (а также Латвии, Литве и Польше), но увеличение финансирования контингента подает сигнал, что их присутствие не символическое. В случае возможного увеличения контингента мы сможем более уверенно говорить о реальной боеспособности», – пишут авторы передовицы EPL.

В Postimees также выразили по этому поводу сдержанную радость, заметив, что не менее важно и здоровое общество, социально-экономическая уверенность жителей страны и ее внутреннее единство. «На политиках, продвигающих демократические ценности (не только на словах), лежит большая ответственность. Напряженность и раскол в обществе вызывают неуверенность, желание махнуть на все рукой, и раненное таким образом государство не сможет себя защитить», – пишет редакция. И только радостно рвешься поставить здесь «подписываюсь под каждым словом», как мысль продолжается: «Такие знаки гражданского общества, как, например, многочисленный и ценимый Кайтселийт, делают нас во всех смыслах сильнее». Думали, они про гражданскую солидарность, а оказалось – опять оборона.

«Ощущение безопасности мы сможем создать, лишь если сами не будем забывать прикладывать усилия во имя нашей обороноспособности, в том числе – верить в себя», – пишет Postimees. А ты слышишь: оккупация, интеграция, оборона и так по 120-му кругу… Ну как тут не вспомнить Хармса: «Об Пушкина, об Гоголя, опять об Пушкина! Вот черт, мерзопакость какая!»

Наверх