Для алиментщиков наступят тяжелые времена (13)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото: Pm

Вступающие в марте поправки к законам сделают эстонское законодательство одним из самых суровых в Европе по отношению к неплательщикам алиментов.

Если государство надеется на то, что востребование алиментов станет более эффективным, то судебные исполнители настроены скептически. А злостные неплательщики грозятся вообще уехать из страны, если давление на них усилится.

Не может позволить себе жить как все Андре (36) ничем не примечательный уроженец нашей страны. Живет в Харьюмаа, работает, пользуется славой хорошего специалиста. Где-то в Эстонии живут его двое детей-подростков, которых он не видел шесть лет, и никаких отношений с ними не поддерживает.

Все началось с того, что Андре и его жена решили купить дом. Однако совместная жизнь не сложилась, после развода пару ожидало судебное разбирательство.

Андре предложил бывшей жене компенсацию, но жена отказалась. По решению суда Андре должен платить на детей алименты, но он игнорирует решение суда, заявляя, что видел это решение в одном месте.

Задолженность Андре по алиментам составляет свыше 15 000 евро, и судебные исполнители пригвоздили Андре к «позорному столбу» (есть такой список, в котором публикуют имена злостных неплательщиков алиментов – прим. ред).

«Да, я мог бы начать понемногу выплачивать долг, но я не вижу своих детей. Почему я должен платить из-за какого-то родительского долга?» – вопрошает Андре.

В последний раз судебный исполнитель смог снять некую сумму с банковского счета Андре несколько лет назад. Андре не раскрывает секрета, как ему удается скрывать свои заработки и не платить алименты.

«Я не могу себе позволить жить как нормальный человек, оформить, например, банковский кредит. Но я живу так, как живу», – заявляет Андре.

Терпению государства пришел конец

Андре далеко не единственный человек, живущий такой жизнью. В Эстонии 8043 родителя не платят алименты. Через какое-то время часть из них начинает выполнять свои обязательства, но ежегодно открывается почти 1400 новых дел о неуплате алиментов. Совокупный размер задолженности по алиментам составляет 14,5 миллиона евро.

Министерство юстиции вступило в решительную борьбу с алиментщиками. Поправки к законам уже усложнили жизнь «уклонистам».

С октября прошлого года судебные исполнители обязаны каждые два месяца, желательно при личной встрече, напоминать должникам о том, что они обязаны платить алименты. Кроме того, судебный исполнитель должен не менее одного раза в год обыскивать недвижимость и жилое помещение должника с целью обнаружения имущества, на которое может быть наложен арест.

С января этого года упростился порядок вынесения судами решений о назначении алиментщикам наказания в виде лишения свободы.

С марта жизнь алиментщиков и вовсе станет не сахар. С согласия лица, осуществляющего уход за ребенком, судебный исполнитель направит должнику, задолженность которого по алиментам составляет два месяца, уведомление, что в случае неуплаты суд может приостановить действие его водительских прав, разрешения на охоту и еще ряда других прав.

«Примерно 2000 человек – это контингент, с которого не удается ничего не получить, и именно они составляют для нас целевую группу. В худшем случае правом управления моторным транспортным средством лишат 1500 человек, – говорит советник Министерства юстиции Екатерина Агу. – Мы не можем быть уверены в том, что все начнут платить алименты – не исключено, что они станут ездить без прав и получать за это штрафы».

Как отмечает Агу, после вступления в силу всех поправок эстонское законодательство станет одним из самых суровых в Европе в отношении должников по алиментам. Приостановка права на управление транспортным средством в качестве меры воздействия применяется только в Чехии и Словакии.

«Опыт этих стран свидетельствует о том, что должники начинают платить алименты и общаться с судебным исполнителем», – отмечает Агу.

Хотят покончить и с денежными махинациями. Судебные исполнители получат право на арест платежей, сделанных за должника третьим лицом, если эти платежи превышают не подлежащий аресту минимальный доход должника за один месяц.

Например, если кто-то другой выплачивает за должника лизинг автомобиля или кредит, судебный исполнитель сможет изъять в банке заплаченные деньги. Деньги получит ребенок, а у человека, перечислившего их, появится долг перед банком.

Перспектива остаться без водительских прав не пугает таких, как Андре. «Все эти судебные исполнители меня не волнуют. Если мне начнут выкручивать руки в Эстонии, я просто уеду из страны», – заявляет он.

Министерство юстиции, как сказала Екатерина Агу, еще на стадии подготовки законопроекта учло такой риск. Суды, прежде чем принимать решение о приостановки права на вождение, будут учитывать все обстоятельства, и если должник в течение 30 дней внесет первый взнос или составит график погашения задолженности, то его не лишат водительских прав.

Как сказала Йыхвиский судебный исполнитель Кристель Маальман, родители, взыскивающие алименты на детей, уже интересуются новым порядком.

«Не могу сказать, что к нему проявляют массовый интерес, но некоторые родители уже сообщают о том, что готовы дать согласие на то, чтобы к должнику приняли решительные меры», – говорит она.

Маальман ведет дела примерно 500 должников по алиментам, примерно половина должников не в состоянии платить, т.к. у них нет денег, другая половина располагает средствами, но проблема в том, что этих людей не найти.

«У некоторых людей по десять лет нет зарегистрированного местожительства в Эстонии. Почему в эстонском государстве нет обязательной регистрации?» – недоумевает Маальман, которая не верит в то, что с помощью приостановки права на управление транспортным средством должников удастся заставить платить алименты.

«Мне очень интересно, каким образом эта мера начнет действовать. Какая-то часть должников, может, и начнет платить алименты, но я не исключаю, что другая часть еще больше асоциализируется», – считает Маальман.

Особенно в случае, если судебный исполнитель получит право задерживать деньги, которые платят третьи лица. Дети, конечно, имеют преимущественное право на получение денег, но не стоит слишком упирать на это обстоятельство и в перспективе делать жизнь должника бессмысленной. Если должник потеряет работу и жилье, то где он возьмет деньги на уплату алиментов, задает резонный вопрос Маальман.

Родители пребывают в ожидании

Кайре одна воспитывает восьмимесячного ребенка. Она одна из тех тысяч женщин, которые пытаются разыскать отцов, уклоняющихся от родительского долга. Отец ребенка оставил Кайре еще до рождения малыша. В настоящий момент требование в отношении его не очень велико, около 500 евро, но Кайре уже внимательно изучила все детали. Для нее это вопрос принципа: если отец не будет оказывать ребенку финансовую поддержку в детстве, то почему ребенок обязан будет помогать ему в старости?

«К сожалению, в нашем случае руки судебного исполнителя связаны, – сожалеет Кайре. – Отец ребенка работает не­официально, рассчитывается исключительно наличными, деньги переводит прямым перечислением. Официально у него нет имущества, лизинг автомобиля оформлен на одного родственника, остальное имущество – на другую родню».

И хотя приостановление действия водительских прав Кайре не поможет, т.к. у отца ее ребенка их просто нет, он ездит без прав, она считает, что с чего-то надо начинать бороться с алиментщиками.

«Время покажет, в каком направлении надо действовать, – считает Кайре. – Главное, что чиновники, занимающиеся требованиями, не оказались бы слишком загружены. И слишком давить на должников тоже нельзя, иначе они вообще не захотят платить».

Три шага усиления давления со стороны государства

С 1 октября 2015 года

Закон обязывает судебных исполнителей как минимум каждые два месяца общаться с должниками по алиментам. Раз в год исполнитель должен проводить обыск в доме должника с целью найти имущество, подлежащее аресту.

С 1 января 2016 года

Закон позволяет должника, «сознательно уклоняющегося от уплаты алиментов», приговорить к тюремному заключению. Прежде суд мог вынести такое решение только в отношении должника, который «умышленно уклоняется от уплаты алиментов», что было очень трудно доказать.

С 1 марта 2016 года

При сознательном уклонении от уплаты алиментов суд может приостановить действие водительских прав, права на занятие охотой, разрешения на оружие и приобретение оружия, права на управление маломерным судном и карточку рыбака.

Судебный исполнитель может арестовывать платежи, которые были сделаны третьими лицами за должника. Например, когда кто-то другой оплачивает автолизинг или кредит за жилье должника.

Государство может отказаться выплачивать должнику дотацию на создание своего бизнеса из фонда EAS или дотацию для частного владельца леса.

Любой желающий (например, работодатель или новый сожитель) по личному коду или имени и дате рождения может проверить на портале eesti.ee ведется ли против человека производство по востребованию долга по алиментам и насколько большой долг он имеет.

Источник: Министерство юстиции

Наверх