Андрей Деменков: России нужен крах (9)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Андрей Деменков
Андрей Деменков Фото: Из личного архива

Под громкими лозунгами о гордом (сто первом уже) вставании с колен, «русской весне» и прочей демагогической шелухой российское руководство в ускоряющемся темпе ведет страну к пропасти. Но, как ни странно покажется это на первый взгляд, именно в этом Россия сейчас, похоже, и нуждается.

Полагаю, каждый в своей жизни сталкивается с подобными персонажами. Человек выглядит неважно, его одолевают разные болячки, но он умело или не очень скрывает их, хорохорится, а на все участливые предложения провериться у врачей и заняться своим здоровьем пренебрежительно отмахивается. И продолжает вести нездоровый образ жизни, заверяя, что он еще ого-го-го, его деды и прадеды так жили и до девяносто лет благополучно доживали. А для пущей убедительности иногда пускается во все тяжкие, усугубляя свою участь.

Больной человек Европы

Так все тянется, пока в один печальный момент по нашему герою не ударяет тяжелый кризис. Деваться некуда, своим ходом или в скорой он все же попадает к медикам, которые выносят неутешительный вердикт. Следует тяжелое лечение. После которого самый печальный исход, к сожалению, тоже не исключен. Если всё было слишком уж запущено. Но это крайний случай.

Обычно помощь специалистов приносит свои плоды, кризис удается преодолеть. А дальше выбор за нашим героем. Или взяться за ум и резко изменить образ жизни, или, подлечившись, продолжать в прежнем духе и почти гарантированно доконать себя. Второй вариант, побывав на краю пропасти, выберут очень немногие: вид бездны у ног обычно отрезвляет даже самого самоуверенного.

Государства – они как люди. Состоят ведь из людей. И зачастую ведут себя столь же нелепо. Сегодня Россия – тот самый бравирующий больной, которому необходимо серьезное лечение. Больной, который так старательно скрывает свое нездоровье, что уже сам начал верить в то, что он самый здоровый в окружении тяжело больных.

Россияне в массе своей пока еще отказываются признать, что относительное благополучие в период правления Путина обеспечено исключительно доходами от экспорта сырья, баснословно подорожавшего в начале 2000-х и приносившего фантастические сверхприбыли. Что эти деньги, триллионы долларов, были бездарно профуканы и не принесли экономического процветания, лишь позволили сказочно обогатиться узкому кругу верных бизнесменов, а власти – долго пускать народу пыль в глаза и сглаживать свою полную некомпетентность, затыкая прорехи нефтедолларами. Некомпетентность обнажилась, когда рухнули цены на сырье и страна, пришпандоренная к ним, стала валиться в кризис (падение ВВП в 2015 году оценивается в 3,7%), в то время как резко критикуемые кремлевской пропагандой страны Запада благополучно развиваются и демонстрируют неплохой рост экономики. Попытки компенсировать внутреннюю несостоятельность бравадой на международной арене привели к резкому обострению отношений с соседями и ведущими державами из-за аннексии украинского Крыма, вмешательства в Восточной Украине и Сирии.

Им нужна победа

Как ни странно покажется на первый взгляд, то, что сейчас творится с Россией, необходимо ей как воздух. Несостоятельная власть, в годы нефтедолларового изобилия совершенно разучившаяся управлять государством и регулировать экономику, по нарастающей совершает все больше грубых ошибок и ведет страну к краху. Но только полный провал режима способен отрезвить если не всех, то очень многих россиян и дискредитировать в их глазах нынешний политико-экономический курс, который упрощенно можно охарактеризовать как имперский авторитаризм с государственно-монополистической экономической системой.

Так уж устроены люди, что победы, даже пирровы, вызывают у них уважение, а поражения, пусть и незаслуженные, отвращают от проигравших. В России в силу исторических причин это правило проявляется особенно ярко.

Почему Сталин до сих пор в чести, несмотря на давно раскрытые злодеяния его режима? Потому что при нем страна победила в тяжелейшей войне. И не важно, что сталинский режим во многом сам был разжигателем Второй мировой, лобызаясь с нацистами и увлеченно деля с ними Восточную Европу. Не имеет значения, что победа досталась чудовищной ценой, потому что советские руководители были бездарны и буквально заваливали фронт трупами (особенно в начале войны, в считанные месяцы сдав врагу территорию в три Франции). Результат оправдывает всё! Стоит ли удивляться тому, что бескровная аннексия Крыма примирила с Путиным даже многих его российских критиков, имперские инстинкты которых оттеснили на второй план все прочие соображения?

Думаю, рядовые немцы в массе своей сейчас тоже относились бы к нацизму иначе, не проиграй гитлеровская Германия ту войну. И имперский дух японцев был бы ох как силен, не случись в 1945 году «позорного» поражения. Только крах отрезвил их, катастрофа заставила понять, что прежний курс был губительным для страны.

В какой-то момент россияне испытали нечто подобное. Бесславное крушение СССР, не потребовавшее даже военного вмешательства извне и в значительной степени было вызвано обвалом цен на сырье, на некоторое время отвратило людей от идей, на которых строилась коммунистическая империя. Но по ряду причин полноценных реформ в России так и не провели, ожидания быстрого процветания не оправдались. И вскоре на волне очередного взлета сырьевых цен началась эпоха реставрации всего советского, что только можно было как-то приладить к новым реалиям. Вплоть до гимна.

Скрепы или 3D-принтеры

Второй провал будет значительно жестче: теперь нет даже плохенькой советской промышленной базы, большая часть инфраструктуры изношена до предела; целое поколение выросло в мире, безобразно деформированном сырьевыми сверхдоходами, которые не шли на развитие, а попросту проедались. Пока передовая часть мира строила постиндустриальное общество, ментально пятящаяся Россия искала какие-то скрепы в глубине веков, ширя пропасть, отделяющую страну от лидеров.

Исторически сырьевое богатство было и благом и проклятием России. Попытки трансформировать архаичную социально-экономическую систему обычно вязли в трясине безразличия, поскольку огромная территория, многомиллионные людские ресурсы и богатые недра при любом раскладе обеспечивали народу хотя бы сносное существование. Впервые, судя по всему, на все это нет уже никакой надежды, мир радикально меняется.

Энергия Солнца и ветра решительно теснят нефть и газ, кажется, человечество по-настоящему в шаге от создания термоядерного реактора. Промышленность скоро изменится до неузнаваемости, роботизированная и меняющая станки на 3D-принтеры, которые в перспективе перерастут в интеграторы всего, даже еды. При таком раскладе только радикальные реформы, принципиальная смена модели развития могут дать России шанс присоединиться к неформальному клубу мировых лидеров. Но для начала нужно вызвать стойкое отвращение к нынешней бесперспективной системе.

С другой стороны, в случае обвала высок риск прихода к власти радикалов – и тогда ситуация будет развиваться по Дюма: «Мазарини был подлец. Но я пожалею о Мазарини». Однако иного выхода нет. Иначе россияне в ближайшие десятилетия так и не выберутся из своего зазеркалья.

Наверх