– Есть ли будущее у эстонского транзита?
– У Эстонии очень большой транзитный потенциал. В 1990-х многие банки зарабатывали свои деньги на грузах, но сейчас этого уже нет. В Эстонии многое делается добросовестно. Мне доводилось бывать в Штатах, где состояние терминалов можно обозначить как «уголовное преступление». Когда я интересовался, как им там разрешают работать, мне отвечали, что лицензия была получена еще во времена дедушки, действует 200 лет и ее никто не вправе отменить.
А у нас лицензию могут выдать сегодня, и уже завтра предприятию придется доказывать, что лицензия легитимна. Ситуация не позволяет работать на качество. Проще построить терминал и таскать примитивный груз. Но здесь мы не выигрываем, а проигрываем тем же самым российским портам, потому что они ближе на 200 км, там более дешевая рабочая сила и т.д. Мы можем заработать на более сложном, но сами себе запрещаем это.
Наше законодательство более переменчивое, чем российское. Как ни парадоксально это звучит, но стабильности в России сейчас больше, чем у нас. Образно выражаясь, у нас поднимают не экономику, а акцизы. В компании больше бухгалтеров, чем реального бизнеса.
– Во-первых, завершить то, что уже начато нынешним руководством ЭЖД. Нужно смотреть целиком на всю цепочку. Пока же этот процесс вылился в идею создания суперминистерства, которое объединит все транспортные сферы. У меня большое подозрение, что мы получим еще одну инстанцию, с которой нужно будет все согласовывать.