Cообщи

Последнее прибежище идеолога

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Пеэтер Ланговитс

По всей стране прошли патриотические мероприятия в честь Дня независимости Эстонии, к памятникам Освободительной войны возложили венки. Вместе с тем, в нашей многонациональной стране под словом «патриотизм» понимается очень разное, а отношение к этому чувству в обществе крайне неоднозначное. На вопросы, что для них означает понятие патриотизм и как любовь к родине соотносится с национальной идеологией, отвечали эстонские политики и деятели культуры.

Родион ДЕНИСОВ, журналист, телеведущий:

– Патриотизм для меня – это, прежде всего, любовь к той земле, на которой мои предки живут уже не одно столетие. К сожалению, часто это понятие стремятся привязать к актуальной государственной идеологии и действиям конкретных политических сил. Особенно дико смотрится стремление навязать любовь одной нации к другой на базе идеологии, учитывающей интересы лишь одной из наций. На мой взгляд, это неправильно. Чтобы люди считали себя патриотами вне зависимости от своей национальной принадлежности, государству следует находить компромиссы и общие ценности, которые готовы принять все жители страны. Национализм может служить базой для формирования национального государства на первоначальном этапе, но не способен стать объединяющим фактором для всех: у каждого народа могут быть свои интересы, противоречащие интересам других, и если упор делается именно на эти интересы, возникают конфликты, имеющие разрушительную силу для любого государства.

Димитрий КЛЕНСКИЙ, журналист, политик и общественный деятель:

– Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и своему народу, но не любовь к государству. Последнее – одна из причин нездорового национализма. Конституция ни одной страны мира не обязывает любить государство, но резонно обязывает соблюдать его законы. Это как светофор, регулирующий уличное движение.  

У нас же, в стране с молодой государственностью, понятия «родина» и «государство» стали синонимами. Это ошибка (и не такая безвредная, как может показаться), которая объясняется обостренным (до болезненности) национальным чувством и комплексом национальной неполноценности. Патриот, считающий, что надо любить государство, ошибается. Если так, то это – авторитарное, этнократическое государство. Отсюда и национализм как извращенная форма патриотизма. Отсюда и «детское» предложение проверять лояльность жаждущих гражданства их отношением к вопросу о т.н. советской оккупации. Но что такое Родина и Отечество? Синонимы ли они? Родина – место рождения, где вырос. Отечество – страна происхождения. И потому, по-моему, для многих местных русских Эстония – Родина, Россия – Отечество.    

Антс ЛААНЕОТС, генерал, бывший командующий Силами обороны Эстонии:

– Патриотизм – это, прежде всего, любовь к своей родине. Понятие родины тесно связано с территорией, на которой проживает тот или иной народ. Если говорить об Эстонии, то это земля наших предков, которые боролись за эту землю и возделывали ее на протяжении тысячелетий. Разумеется, было бы неверным разделять тех, кто здесь живет, по национальному признаку. Эстония является родиной не только для эстонцев, но и для всех тех жителей, которые принимают и уважают ее законы, признают, что у Эстонии есть особая культура и язык, даже несмотря на то, что у них может быть своя национальная культура и свой язык. К национализму истинный патриотизм не имеет никакого отношения.

Любовь КИСЕЛЕВА, заведующая кафедрой русской литературы Тартуского университета:

– Патриотизм в точном смысле слова – это любовь к родине. Однако это понятие может означать разные феномены. Часто патриотизм трактуется политически, и его начинают связывать с верноподданническими чувствами к той правительственной системе, которая господствует в той или иной стране. Если вспомним, как трактовали это понятие в русской культуре, то в ней существовали две концепции патриотизма. Первая подразумевает, что можно любить страну, народ, родину, но при этом видеть их недостатки. Это любовь с открытыми глазами. Другая концепция т.н. «пристрастной любви к Отечеству», которую сформулировал еще славянофил Александр Шишков, заключается в том, что любовь к отечеству должна быть абсолютной, она не может замечать никаких недостатков, это должно быть стопроцентное приятие всего, что делается в данной стране и в данной системе. К сожалению, когда в стране (любой, о какой бы мы ни говорили) начинает преобладать такое понимание, это приводит к фанатизму. Национализм, если подразумевать под этим словом превозношение собственной нации и собственной культуры над другими нациями и культурами, к сожалению, приводит к печальным последствиям.

Яак МАДИСОН, депутат парламентской фракции EKRE:

– Для меня, как и для большинства людей, патриотизм означает, прежде всего, любовь к своей родине и государству, защиту, заботу и уважение по отношению к ним.

Национализм в первичном значении слова – это уважение по отношению к своему народу, к своей национальной культуре. Людей, которые с рождения впитали в себя эстонскую культуру, язык, национальные обычаи, в мире около миллиона. Для них ценны не только наше государство и государственные институты, но, прежде всего, национальная культура. При этом патриот Эстонии может быть любой национальности. Будет это говорящий по-эстонски украинец, русский, американец или немец – не важно, если этот человек любит Эстонию, защищает ее, заботится о ней и уважает ее законы.

Мария ЮФЕРЕВА, старейшина Ласнамяэ:

- Для меня патриот – это, прежде всего, человек, уважающий страну, в которой живет, ее законы и нормы, окружающих его людей. Можно обвешать весь дом национальными флагами, что так любят делать, скажем, американцы, но на самом деле быть мизантропом и социопатом. И поэтому следует разделять патриотизм и национал-патриотизм, не говоря уже о национализме, нередко рядящемся в патриотическую униформу. Ведь если в древности патриотизм относился к месту проживания определенного племени или народа, то в современном мире такие мононациональные государства стали анахронизмом. Так что мне больше всего по душе определение патриота, которое дал американский писатель Эдвард Пол Эбби: «Настоящий патриот всегда должен быть готов защитить свою страну от своего правительства».

Наверх