Венский вальс для танцующих жеребцов

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Перед выступлением хвост укладывают в сложную прическу.
Перед выступлением хвост укладывают в сложную прическу. Фото: srs.at

Национальная гордость Австрии – музыкальные гала-представления лошадей и наездников Испанской придворной школы верховой езды в Вене.

Австрийская столица с ее роскошными замками и балами, знаменитой оперой и голубым Дунаем, уникальными музеями и развлечениями предлагает такую плотную программу, что даже за несколько дней пребывания в этом прекрасном городе просто не успеваешь увидеть всё достойное внимания путешественника. Но гала-представления, которые проходят в Зимнем манеже, не посетить просто нельзя: этот балет белых лошадей, танцующих под величественную музыку в самом красивом манеже мира, вспоминается и годы спустя как одно из самых ярких впечатлений.

Коня! Полцарства за коня!

В историческом центре Вены много скульптурных конных памятников. И это неслучайно: несколько веков назад австрийцы вывели редкую по красоте и элегантности породу лошадей. Это липицанеры – белоснежные красавцы с гордой осанкой и торжественной поступью, умные и послушные лошади роскошной эпохи барокко, отражающие  утонченность императорской Вены. Когда-то каждая правящая династия считала делом чести иметь таких лошадей. Но только в Вене Испанская придворная школа верховой езды продолжает и по сей день хранить традиции высокого искусства.

История Испанской придворной школы верховой езды – Spanische Hofreitschule –  насчитывает уже более 450 лет.  «Испанская» в ее названии объясняется тем, что будущий император Священной Римской империи Фердинанд I Габсбург вырос в Испании и привез с собой в Австрию замечательных коней, в которых смешалась кровь испанских, арабских и берберских скакунов. В организованной тогда придворной школе молодые аристократы  оттачивали искусство выездки, которое давало преимущества и даже спасало жизнь в условиях военных действий.

Так, во время  пиаффе (от французского piaffer – приплясывать на месте) лошадь – словно пружина, готовая к молниеносной атаке. Левада – когда лошадь, отрывая от земли передние ноги, стоит несколько секунд на задних, – способна защитить всадника от противника. Пируэт позволяет быстро развернуться лицом к врагу. Курбет – прыжок лошади на задних ногах вперед – рассеивает пехоту противника. А совершая каприоль, олений прыжок, можно с места перепрыгнуть через головы противника. И сегодня в программе гала-выступлений наездников школы демонстрируются подобные сложнейшие элементы старинного искусства.

В 1580 году эрцгерцог Карл основал конезавод по разведению лошадей на краю империи в местечке Липица под Триестом, отсюда и название породы липицанер. Селекционная работа над породой продолжалась, приливалась кровь датских и немецких рысаков, пока не были получены идеальные, с точки зрения заводчиков, липицанеры. Хорошо поддающиеся обучению кони с красивыми формами подходили не только для военных нужд. Эти свойства пришлись ко двору императоров – там всегда ценили элегантность и красоту. Интересно, что липицанеры рождаются темными – вороными или гнедыми жеребятами – и лишь к восьми-девяти месяцам многие из них начинают стремительно седеть и становятся серыми или белыми. Для выступлений в венской школе отбирают белоснежных жеребцов, за исключением… Но об этом чуть позже.

Па-де-де для кентавров

Но слава венской школы верховой езды объясняется не только породой коней. Медленно и терпеливо оттачивая каждое движение, местные наездники доводят выездку до уровня искусства, когда лошадь и всадник представляют собой единое целое наподобие кентавра. Известные берейторы добивались поразительных результатов. Так, на крупе одной лошади во время выполнения пиаффе стоял полный стакан с  водой. Другая лошадь сама выполняла сложный рисунок танца: через каждые два маха галопа делала пируэты попеременно налево и направо, каждый пируэт – ровно шесть махов галопом. Берейторы даже обижаются за сравнение их с цирковыми наездниками. Они заявляют, что в цирке никогда не бывает такой выезженности и пластичности лошадей.

Во время гала-представлений под звуки классической музыки демонстрируются их умения  – от равномерной поступи, пассажей на месте и пируэтов галопом до сложнейших прыжков. Венцом представления, после па-де-де, во время которого две лошади симметрично танцуют друг напротив друга, является кадриль: в такт музыке времен Венского Конгресса восемь липицанеров с наездниками устраивают балет белых жеребцов. Это завораживающее зрелище!

Музыка заглушает шаги лошадей и кажется, будто они чудесным образом плывут в пространстве, синхронно поворачиваясь, сходясь и расходясь в стороны, пропуская друг друга в ходе сложного рисунка движения. Всадники на их спинах сидят прямо и неподвижно. Они одеты по моде эпохи зарождения манежных танцев: белые бриджи, высокие черные сапоги, коричневые фраки и треуголки с золотой лентой. На лошадях белые замшевые седла и золотые оголовья, свет струится и сверкает на их белых шкурах.  Когда они, выстроившись в линию, ритмично движутся косым шагом вбок, то невольно приходит сравнение с танцем маленьких лебедей.

Кстати, по старинной традиции, на выступлениях белых липицанеров обязательно должен быть один вороной. В прошлом году классическое искусство верховой езды Испанской придворной школы в Вене вошло в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Очень жаль, но фотографировать выступления в манеже категорически запрещено.

Лишнего билетика не найдется?

Увидеть эти представления и легко, и сложно одновременно. Далеко ехать и искать манеж Испанской школы верховой езды не нужно: он входит в комплекс дворцовых построек Хофбург, резиденции австрийских императоров. Но сегодня перед входом в роскошное здание школы всегда такие толпы туристов в очереди за билетами, что понятно сразу: простоять здесь придется довольно долго. И многие отказываются от представления в пользу других достопримечательностей. Планируя поездку, лучше купить билеты на представление через Интернет, зайдя на страничку www.srs.at (немецкая и английская версии). Кроме экономии времени это дает возможность разобраться с разными видами билетов. Ведь порой приходится слышать разочарованные отклики: мол, ничего особенного не увидели, лошади просто ходили по манежу. 

Это потому, что люди купили билеты не на гала-представление, а самые дешевые – на утреннюю тренировку. Она также проходит под музыку в манеже, но ставит задачу просто размять лошадей, а не демонстрировать сложные па. Цены на гала-представление опять же разные, в зависимости от яруса лож и расположения галерей. Стоячие места на самой верхотуре обходятся в 37 евро, сидячие – 151-217 евро. Стоимость «взрослого» билета на утреннюю тренировку – 15 евро. Также продаются билеты на представления «А tribute to Vienna», где выступления лошадей происходят в сопровождении известного Венского хора мальчиков. 

Можно также приобрести билет на архитектурную экскурсию, чтобы осмотреть здание манежа, считающееся сегодня самым красивым в мире. Огромный, 56 метров в длину, белый с золотом зал, был построен в 1735 году. 52 коринфские колонны несут на себе галереи с лоджиями, богато украшенными лепниной. С 17-метрового потолка свисают огромные хрустальные люстры, переливающиеся огнями в потоках солнечного света и электричества. Все это словно создано для балов! А во времена императрицы Марии-Терезии здесь проводились придворные гуляния, маскарады и карусели. Да и сейчас раз в году в манеже с блеском проходит Австрийский летний бал. На стене висит большой портрет императора Карла VI верхом на липицанере. Современные берейтеры непременно приветствуют его, приподнимая свои треуголки.

Из жизни четвероногих звезд

Закончив выступление, белые лошади уходят домой. Они живут неподалеку, на первом этаже красивого замка Шталльбург, построенного еще в 1565 году для наследника престола. Там австрийская лошадиная элита устроена в самых комфортных условиях: каждый жеребец имеет свой отсек, к которому прикреплена табличка с именем. Имена двойные: первое – по имени отца, второе – по матери. Всего здесь 72 чистокровных коня. Целый штат конюхов, ветеринаров, берейторов убирает, кормит, выгуливает, чистит лошадей и сбрую, заботится о здоровье четвероногих артистов, решает, кто и когда из них будет выступать перед публикой. Здесь же находится Музей липицанеров, где можно узнать все об истории породы.

Удивительно, что она вообще не пропала, когда Австрийская империя развалилась: в тот момент, кажется, красота никого не интересовала. Да и позднее жизнь белоснежных скакунов зачастую была полна приключений. Во время Второй мировой войны, когда Вену бомбили, директор школы верховой езды чудом вывез их из горящего города в тихий уголок Чехии. А затем их вызволяли из советской зоны влияния американцы в ходе тайной операции «Ковбой».

Колыбель породы – Липица входила то в состав Италии, то Австрии, то Югославии. Поэтому австрийцы перенесли питомник на свою территорию – в местечко Пибер недалеко от Граца. Экскурсионные поездки, которые проводятся в питомник, демонстрируют жизнь молодняка: до четырех лет кони наслаждаются свободой без обучений и дрессировок. Рассказывается также о первоначальном отборе жеребцов, которые поедут на дрессировку в Вену: из сорока молодых ежегодно выбирают лишь пять самых способных.

В 1999 году из-за липицанеров разгорелся международный спор между Словенией и Австрией, который не решен и поныне. Дело в том, что местечко Липица, где также продолжают разводить знаменитых лошадей, теперь принадлежит Словении. Она обратилась в Европейский международный суд, доказывая, что знаменитая порода скакунов – часть ее культурного наследия. Свою роль играют, конечно, и коммерческие интересы: Липицу ежегодно посещает множество туристов, желающих увидеть колыбель знаменитых «лебедей».

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх