В палате с агрессивными соседями

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Руководитель AS Hoolekandeteenused Маарьо Мяндмаа был вынужден судиться с городом Пярну, поскольку он не согласен с тем, что страдающую деменцией женщину отправили в возглавляемое им учреждение по уходу, где содержатся пациенты с тяжелыми психическими расстройствами.
Руководитель AS Hoolekandeteenused Маарьо Мяндмаа был вынужден судиться с городом Пярну, поскольку он не согласен с тем, что страдающую деменцией женщину отправили в возглавляемое им учреждение по уходу, где содержатся пациенты с тяжелыми психическими расстройствами. Фото: Андрес Хаабу

Из-за непродуманных законов в Эстонии пожилые люди, страдающие деменцией (старческим слабоумием), могут оказаться в одной палате, например, с агрессивными больными шизофренией, которые представляют опасность для окружающих.

Руководитель AS Hoole­kande­teenused Маарьо Мяндмаа, обеспокоенный тем, что в возглавляемое им учреждение, предоставляющее услуги по уходу, направили больную деменцией женщину, обратился в Пярнуский суд, который удовлетворил заявление Мяндмаа и направил его на рассмотрение в окружной суд. Ситуация осложняется тем, что закон не позволяет Мяндмаа самому решать, может ли человек, о котором идет речь, находиться в его учреждении или нет.

Синдром Плюшкина

Социальный отдел города Пярну направил женщину (щадя чувства ее близких, не станем называть ее имя) в попечительское учреждение, так как, по мнению родственников, она представляет опасность для себя самой и для окружающих.

В чем же выражается эта опасность? За последние три года женщина, страдающая патологическим накопительством, захламила свою квартиру и не позволяет наводить в ней порядок. Квартира из-за скопившегося в ней хлама является пожароопасной. По данным полиции, с 2014 года женщина также подала два ложных заявления о кражах в ее квартире, и один раз вызвала спасателей, поскольку не могла выключить электроплиту.

«Деменция выражается в том, что у человека ухудшаются умственные способности и ослабевает память. Могут наблюдаться расстройства в поведении и мышлении», – пояснила сотрудница

AS Hoolekandeteenused Астер Тоома. Поскольку деменция неизлечима, было принято решение, что женщину, о которой идет речь, лучше всего поместить туда, где ей будет обеспечен надлежащий уход.

Как считает Тоома, проблема в том, что женщина оказалась не в том учреждении, где ей следовало бы быть. «Если эта женщина, вся опасность которой состоит в том, что она накапливает в квартире мусор, окажется в одном отделении со страдающими серьезными психическими расстройствами и склонными к проявлению агрессии людьми, то она не будет чувствовать себя там в безопасности», – считает Тоома.

По словам Тоома, людям с деменцией трудно найти место в попечительских заведениях, так как многие дома по уходу общего профиля не в состоянии обеспечить им надлежащий присмотр. Кроме того, попытки ограничить передвижение человека с деменцией могут привести к тому, что это вызовет у него злобу и раздражение.

Заботясь о людях, которым требуется особый уход, приходится учитывать многие вещи, о которых в обычной ситуации не задумываются. Например, в Вильяндиской больнице, предлагающей услуги сестринского ухода, страдающие деменцией пациенты гуляют по овальному коридору, чтобы не наткнуться на закрытую дверь.

В вынужденном положении

Хотя тяжба с городом Пярну дошла до суда, сама Пярнуская управа разделяет мнение AS Hoole­kande­teenused. Как сказала главный специалист социального отдела Ирис Руут, по решению суда в учреждения закрытого типа помещают людей, тяжесть заболеваний которых порой значительно различается, тем не менее они вынуждены находиться в одном заведении.

Город не имеет возможности направлять людей с душевными расстройствами в разные учреждения. «Если же человека не отправить на лечение, то он может стать опасным для себя или других», – объясняет Руут, по мнению которой государство не горит желанием создать более гибкую систему, предпочитая переложить проблему на плечи самоуправлений.  

Решение проблемы зависит и от финансов. Месячная плата за пребывание в доме по уходу в несколько раз превышает пенсию человека, нуждающегося в уходе, кроме того там не хватает мест. «Сейчас мы можем предложить единственный выход – постараться поместить человека в палату, в которой находятся тихие и спокойные пациенты», – сказала Тоома, хотя, по ее словам, и в спокойных палатах случаются конфликты.

«Причиной конфликта может послужить любая мелочь. Например, стоит кому-то включить ночью свет, как другие могут разозлиться. Иногда дело доходит до рукоприкладства». Тоома пояснила, что

AS Hoolekandeteenused предлагает услуги людям, страдающим разными заболеваниями и расстройствами, в том числе душевнобольным, а также больным алкоголизмом, аутизмом, деменцией.

Эти люди нуждаются в разном подходе. «Например, наши работники не имеют специальной подготовки, чтобы лечить алкогольную зависимость. Мы просто держим людей под замком, чтобы они не имели возможности употреблять спиртное», – добавила Тоома.

Как считает Пилле Ильвес, возглавляющая Эстонское общество защиты прав пациентов, проблемы вызваны в основном отсутствием компетенции у некоторых специалистов. «Человеку с расстройством психики государство назначает представителя, не обладающего необходимыми знаниями», – отметила Ильвес.

Она пояснила, что ограничение свободы, которое связано с помещением человека в закрытое психиатрическое учреждение, возможно только в том случае, если у человека имеется тяжкое психическое расстройство, он представляет опасность для себя или окружающих, при этом другие меры, направленные на устранение опасности, не дают результата. «Зачастую же бывает достаточно того, что у человека имеется психическое расстройство, другие обстоятельства просто игнорируются», – сказала Ильвес.

Наверх