Cообщи

Мир держится на поддержке

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Любовь Дорошенко, Ирина Голубева и Яне Снайт.
Любовь Дорошенко, Ирина Голубева и Яне Снайт. Фото: Мария Манжосова

Теперь у регионального Ресурсного центра поддержки приемных семей в Кохтла-Ярве есть свой офис. Он открылся в здании Центра обучения на Метсапарги, 16 в конце февраля. 

Несколько лет назад жительницы Кохтла-Ярве Любовь Дорошенко и Ирина Голубева основали Центр поддержки опорных семей, в который вошло около тридцати семей, а затем их организация присоединилась к НКО «Семья каждому ребенку», которой руководит Яне Снайт, сама воспитывающая приемных детей.

Яне и ее команда

Головной офис организации, основанной в 2010 году, находится в Таллинне, офис в Кохтла-Ярве стал вторым в Эстонии. По словам Яне, это связано с тем, что наиболее крупные и проблемные в плане оставшихся без опеки детей регионы – как раз столичный и Ида-Вируский.

«Мы отпраздновали открытие офиса в Ида-Вирумаа. В Ресурсном центре приемные родители могут получить, прежде всего, моральную поддержку. Им необходима психологическая и эмоциональная поддержка, новые знания, общение со специалистами и другими родителями, которые понимают, как непросто растить особенных, травмированных детей», – рассказывает Яне.

Ресурсный центр полностью существует на пожертвования. Это недоходная организация, и люди, которые там работают, – в большинстве своем волонтеры. К сожалению, муниципальные и уездные власти средств на развитие центра не предусматривают. Впрочем, центр ничего и не просит.

«Мы написали пару проектов, которые были одобрены Фондом азартных игр, периодически обращаемся в Министерство социальных дел, где нам говорят „ждите 2018 года”, когда откроются новые источники финансирования, – рассказывает Яне. – Однако проектная деятельность – не совсем то, что подходит Ресурсному центру. Приемные семьи нуждаются в постоянной поддержке и помощи. Если говорить об обучении, помощи психолога и прочем в том же ряду, то проект позволяет пользоваться такими возможностями лишь ограниченное время, скажем, год. Но такие услуги необходимы постоянно».

Тем не менее, в планах у Яне и ее команды многое. В том числе, выход на тот уровень, где государство слышит предложения организации. Главный посыл – каждый ребенок достоин семьи. На практике это означает, что необходимо помогать семьям, делая упор на то, чтобы дети по возможности оставались в родных семьях. Если же это невозможно, то они должны расти в приемной семье (или опорной, разница здесь только юридическая), а не попадать в детский дом.

Альтернатива семье – семья

Приемные родители рассказывают, что иногда дети, попавшие в семью из детдома, с удивлением обнаруживают, что родители могут болеть (болеющих воспитателей они никогда не видят), и это тоже опыт, очень важный для формирования представления об устройстве социума.

Приемные родители временами «перегорают», у них бывают эмоциональные срывы, их посещает ощущение беспомощности. Но в Эстонии пока что нет налаженной системы их поддержки. Яне рассказывает, что Ресурсный центр много общается со своими партнерами за рубежом: во многих европейских странах остался минимум организаций, подобных детдомам, в основном, дети обретают семьи. А за спиной приемных родителей – мощная поддержка психологов, социальных работников, коррекционных педагогов.

Ресурсный центр предлагает развивать сферу знаний о детях, оставшихся без родительской опеки. У нас очень мало литературы на эту тему, как и психологов, специализирующихся на нарушении привязанности. Организация «Семья каждому ребенку» издала на эстонском языке книгу «Дети с нарушением привязанности». Ее автор Нильс Питер Рюгаард – психолог и терапевт, член Датской ассоциации психологов и Датского государственного совета по усыновлению. Он много работал с детьми, воспитывающимися в детских домах и приютах, создал образовательную программу, с помощью которой находят подход к травмированным детям. Первые 1000 экземпляров книги в Эстонии быстро разошлись по организациям, школам, детским садам. Сейчас печатается дополнительный тираж и готовится издание на русском языке.

Детдома существуют, пока их поддерживают

Дети в приемные и опорные семьи попадают как на этапе «до детского дома», так и непосредственно из детского дома. Если на этапе «до» налажен хороший контакт с социальным работником, то шансов, что ребенок, по каким-то причинам разлученный с биологическими родителями, попадет не в детдом, а в приемную семью, гораздо больше.

И хотя согласно закону ребенок до семи лет должен быть по возможности устроен в приемную семью, на деле детские дома переполнены малышами. «Социальным работникам легче раз в месяц посетить детдом и составить отчет на всех детей разом, чем ездить по семьям. А если ребенок из одного региона попадает в семью из другого, то социальный работник должен приезжать навещать этого ребенка. По закону у соцработника вроде бы есть возможность письменно обратиться к коллеге из этого региона с просьбой навестить ребенка, составить отчет и отправить его по почте, но соцработники почему-то между собой не общаются. Кроме того, социальный работник единолично принимает решения относительно детей, нет никаких комиссий», – жалуются приемные родители.

По мнению Яне Снайт, для того чтобы оставшиеся без родительской опеки дети жили в семьях, необходима серьезная государственная реформа. «Проблема в том, что сначала правительство приняло решение строить маленькие семейные домики, и если сейчас начать реформу, то возникнет вопрос, что делать с домиками, в которые были вложены немалые средства. Я бы предложила создать там ресурсные центры, занимающиеся т.н. сопровождением семей. Красивый домик – это далеко не все, что нужно, чтобы ребенок вырос адаптированным к жизни. Если дети старше 15 лет, им проще идти в молодежные дома SOS, не спорю. Но маленькие дети должны жить в семье», – считает Яне.

Ключевые слова

Наверх