Cообщи

Частные детективы хотели бы больше прав

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Pm

Хотя в Эстонии частных детективов как будто не существует, тем не менее предпринятая, благодаря коалиционному договору, третья попытка отрегулировать рынок сыскной деятельности вызвала определенный интерес.

Правда, мнения насчет того, так ли уж необходимы в Эстонии частные детективные агентства, расходятся: одни подозревают «мохнатую лапу» крупных охранных фирм, другие надеются, что работать станет интереснее.

В серой зоне

Прежде чем регулировать рынок соответствующих услуг, необходимо иметь представление о том, сколько в Эстонии могло бы быть частных детективов. С этой целью Министерство внутренних дел направило 29 февраля письмо организациям и учреждениям, которых этот вопрос касается.

Попытки найти детективные бюро в Интернете сейчас обречены на провал. Как правило, такие бюро действуют как фирмы, оказывающие юридические и консультационные услуги, в этом бизнесе занято немало бывших полицейских и следователей.

Именно таким является информационно-консультационное бюро Ius Dicere, частично принадлежащее бывшему замдиректора Центральной криминальной полиции Койту Пикаро, про которого рассказывают легенды.

Среди прочих услуг бюро Ius Dicere предлагает, например, сбор и обработку информации. В прошлом комиссар наркополиции Калев Мытус сегодня вместе с сотрудником бюро пограничного администрирования Департамента полиции и погранохраны Индреком Йыги оказывает услуги в юридической фирме HI Kala Consult.

Сотрудники бюро Ius Dicere, как сказал его руководитель Рейго Кала, не оставили без внимания попытку урегулировать ведение частной детективной деятельности, удивляет их лишь сам факт, что к разработке соответствующего закона приступили именно сейчас. Есть опасение, что крупные охранные фирмы просто хотят расширить свою коммерческую дея­тельность.

«Вероятнее всего, этот закон будет направлен не только на то, чтобы исполнить ожидания частного лица, но и финансовые чаяния корпоративных предприятий», – сказал Кала, работавший когда-то в криминальной полиции.

Председатель парламентской конституционной комиссии Андрес Анвельт (Социал-демократическая партия) поддерживает стремление урегулировать деятельность, которая находится в т.н. серой зоне.

«Если какая-то деятельность существует, и она ведется на грани основных прав и свобод человека, то, разумеется, ее необходимо отрегулировать. В противном случае она так и останется в серой зоне, а в ней не может происходить ничего хорошего», – считает он.

Анвельт добавил, что в Эстонии действует немало фирм, занимающихся частной розыскной деятельностью.

«Действует десятки таких фирм», – сказал бывший министр юстиции, имеющий также большой опыт работы в полиции. Анвельт не исключает, что сегодня частные детективы зачастую вынуждены действовать на грани допустимого и недопустимого, порой нарушая законы.

В то же время, по мнению Анвельта, человек, у которого угнали, например, автомобиль, должен иметь возможность официально обратиться к частному детективу с просьбой выяснить, чьих это рук дело. «И точно при этом знать, что этот человек действительно занимается частной розыскной деятельностью», – уточнил он.

Детективное бюро Pinker Albert, по словам возглавляющего его Маргуса Ээнсоо, не занимается ничем таким, что противоречит нынешним законам, бюро предлагает различные юридические услуги. Как сказал Ээнсоо, чаще всего в бюро обращаются с просьбой собрать информацию о деловых партнерах или членах семьи, а также информацию о людях, связанных с уголовным делом.

В Финляндии, где частная розыскная деятельность отрегулирована, половина заказов, по меньшей мере, связана с выяснением репутации деловых партнеров, можно ли доверять им. По мнению Ээнсоо, вряд ли Эстонии следует идти по этому пути, хотя такого рода услуги наверняка будут пользоваться спросом. К разрабатываемому закону Ээнсоо относится скептически.

Ааре Рюйтель, исполнительный директор фонда Kadunud, занимающегося поиском пропавших людей, считает, что закон, регулирующий работу частных детективов, крайне необходим.

«С принятием закона будет больше возможностей заниматься делом, – считает он. – Мы уже сейчас занимаемся всем тем, что правительство намерено узаконить. Наши услуги платные, и с этим нет никаких проблем. Вот только возможности наши ограничены».

На имя Рюйтеля зарегистрировано ряд фирм, занимающихся поиском людей. Одна из таких фирм Losttreasure, судя по информации в Интернете, занимается также поиском имущества людей, покупкой информации, взысканием долгов.

По словам Рюйтеля, бюро расследований занимается также поиском свидетелей, проходящих по уголовным делам, а также наследников. Как считает Рюйтель, в будущем государство могло бы, например, покупать в таких бюро услугу по установлению местонахождения разыскиваемых преступников.

Розыскная деятельность

Как отметил Рюйтель, сейчас благодаря открытым регистрам можно найти почти всю интересующую информацию, но поиск усложнен до абсурда. Например, каждый может обратиться с Регистр народонаселения и, заплатив пять евро, поинтересоваться, есть ли у конкретного человека мать и отец.

«Если из регистра будет получен ответ, что да, родители есть, но они умерли, то для того, чтобы поинтересоваться, имеются ли другие близкие родственники, например, братья и сестеры, придется делать новый запрос и снова платить пять евро. Это просто в голове не укладывается», – сказал Рюйтель.

По его мнению, частные детективы должны иметь возможность собирать доказательства, которые затем будут учитываться при рассмотрении дела. Сейчас, например, частный детектив может попросить человека открыть багажник своего автомобиля, но взять из него, скажем, образцы ткани или волос он не имеет права.

«Такую возможность хотелось бы иметь уже сейчас. Например, в случае, имевшем место в Выру (в октябре прошлого года в Выру бесследно исчез Марккус Ансберг – прим ред.), я бы принял меры, чтобы некоторые автомобили, находившиеся на парковке, оставались там до тех пор, пока не найдут Марккуса. Возможно, их нужно было бы тщательно осмотреть, т.к. они причастны к событиям той ночи», – считает Рюйтель.

Частные детективы, полагает он, могли бы проводить осмотр места событий, фотографировать, собирать материалы, выслушивать свидетелей. При этом Рюйтель не считает, что частные детективы должны заниматься розыскной деятельностью.

«Сейчас дела обстоят следующим образом: если мы кого-то или что-то обнаруживаем, например, свидетеля или место, где можно раздобыть информацию, то не имеем права получить ее сами. Мы можем сообщить чиновнику, что есть такое место, которое, по всей видимости, имеет значение, после чего ждем, отправится он туда или нет», – сказал Рюйтель, добавив, что в противном случае их могут обвинить в том, что они пытаются влиять на свидетелей или уничтожить доказательства.

Рюйтель напомнил случай в Нарве в декабре прошлого года. После того как полиция покинула место, где было обнаружено тело Дарьи, журналист Postimees нашел там вторую кроссовку, принадлежавшую девушке.

Сбор доказательств

Как сказал Каупо Куузик, исполнительный директор Союза охранных предприятий, которому МВД тоже направило письмо, в сфере охранных услуг работает немало лиц, имеющих опыт работы в полиции. Охранные фирмы вполне могли бы предлагать услуги частных детективов, ведь их сотрудники обладают соответствующими знаниями и навыками, но в настоящее время не могут этого делать.

Охранные предприятия по действующему в Эстонии Закону об охранной деятельности не могут предоставлять услуги, связанные с частной детективной деятельностью, т.е. они не вправе одновременно заниматься охранным бизнесом и частной детективной деятельностью. «Это вызывает у нас вопросы. Как мне кажется, эти услуги не должны исключать друг друга», – считает Куузик.

«Если охранная фирма, предлагающая клиенту широкий спектр услуг, вызывает доверие, то почему бы ей не предоставлять услуги частного детектива, если клиенту таковые понадобятся?» – задал он резонный вопрос.

Практически все, с кем мы разговаривали на эту тему, считают, что если частным детективам предоставить дополнительные права, то их дея­тельность должна быть лицензирована, и за ней должен осуществляться надзор.

Как сказал Анвельт, прежде чем выдавать лицензию частному детективу, следует проверить его компетентность, а также репутацию, в частности, не привлекался ли он в уголовном порядке.

Следует также проследить за тем, чтобы не возникало спорных ситуаций, например, чтобы человек не работал одновременно в полиции и в частном детективном бюро. «Иначе возникнет серьезный конфликт интересов», – отметил Анвельт.

Глава бюро Ius Dicere Рейго Кала считает важным, чтобы частный детектив имел персональную лицензию, т.к. в крупных корпорациях размывается ответственность.

Если и принимать закон, то, как полагает Рейго Кала, он должен предоставить частным детективам широкие права. «Этот закон не будет иметь смысла, если в общественном пространстве не разрешат, например, вести скрытую фотосъемку, необходимую для сбора доказательств», – полагает он.

«Разумеется, в ходе уголовного производства нам приходится отстаивать права клиента и добиваться справедливости», – сказал Кала, отвечая на вопрос, чем занимаются сотрудники его бюро.

По его словам, известно, что полиция из-за ограниченных ресурсов не в состоянии свое­временно и компетентно проводить все действия, но эта проблема не может быть решена с принятием закона о частной детективной деятельности.

Как представляется Ааре Рюйтелю, частный детектив может быть помощником следователя полиции. На такого помощника, полагает Рюйтель, мог бы рассчитывать и человек, проходящий обвиняемым по уголовному делу, а также его адвокат.

По мнению Рюйтеля, в законе должно быть прописано, что частный детектив может выступать представителем родственников пропавшего человека. Сейчас, когда родст­венники обращаются в полицию с заявлением о пропаже человека, частным детективам, если их призывают на помощь, чаще всего следователь отказывает во встрече.

Если закон будет принят, то, как предположил Рюйтель, на первых порах у нас появится много частных детективов. «Ведь это так интересно, такая увлекательная работа, за которую еще и деньги платят», – заметил Рюйтель, в свое время служивший в спецподразделении полиции K-komando.

Какие услуги предлагают сейчас?

Бюро HI Kala Consult

•    Юридическая помощь: защита прав лиц, ставших жертвами противоправного нападения; выявление лиц, причинивших ущерб противоправной деятельностью, а также сбор доказательств их незаконной деятельности; консультации юридическим и частным лицам, их представление в досудебном производстве; составление заявлений о преступлении и иных документов; предоставление услуг юридическим бюро по сбору дополнительных доказательств; консультации по трудовому законодательству.

•    Концепции внутренней безопасности предприятий: профилактика, обнаружение и предотвращение попыток завладеть имуществом или коммерческой тайной.

•    Семинары: по анализу рисков и др.

•    Поиски пропавших людей и имущества.

•    Профилактика ущерба: осмотр объектов, представляющих страховой интерес, анализ опасности технологических узлов; проверка соответствия застрахованных объектов нормам трудовой безопасности и технологическим требованиям.

•    Рассмотрение ущерба: осмотр места происшествия страхового случая; осмотр поврежденного объекта; выяснение механизма возникновения страхового случая; опрос лиц, причастных к страховому случаю.

•    Сфера страхового расследования: сбор дополнительных доказательств в отношении лиц, причастных к страховому случаю; поиск и опрос возможных свидетелей; проведение на месте происшествия следственных экспериментов; экспертизы, касающиеся ИТ и программного обеспечения; составление заявлений для правоохранительных органов, сотрудничество с правоохранительными органами и мониторинг ведущегося следствия.

Источник: HI Kala Consult

Ключевые слова

Наверх