Cообщи

Евгений Осиновский станет определять наркополитику (3)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: AFP/SCANPIX

В октябре прошлого года министр здоровья и труда Евгений Осиновский (СДПЭ) представил программу новой алкогольной политики, которая вызвала противоречивые мнения. Тем не менее было ясно, что министр намерен предпринять конкретные шаги по изменению алкогольной политики.

Поскольку наркополитика была в прошлом году одной из самых острых тем, вокруг которых развернулись дебаты, а на суд общественности была представлена петиция по изменению ее основ, лидер соцдемов Осиновский в конце года пообещал, что и он не обойдет вниманием эту тему. Оснований для этого более чем достаточно, несмотря на то, что за последние годы количество смертей, вызванных передозировкой наркотиков, снизилось более чем в два раза (в 2015 году было 84 таких случая). Тем не менее Эстония по-прежнему занимает высокое место в мире по показателю смертности от наркотиков.

Наиболее серьезной является проблема, связанная с фентанилом, известным как «белый китаец», крайне сильным синтетическим наркотиком, наиболее часто вызывающим передозировку. Не менее серьезной является и проблема ВИЧ-инфекции, которая широко распространена среди колющихся наркоманов.

К настоящему времени Минисоцдел разработал предложения по решению этих проблем. Хотя речь не идет о революционных преобразованиях в духе «легализируем марихуану», однако четко прослеживается стремление изменить отношение к наркотикам. До сих пор политики, как считает Осиновский, зачастую  равнодушно относились к вопросам, связанным с упо-

треблением наркотиков, так как проблемы определенного контингента не сильно связаны с проблемами остального общества. Министр надеется изменить такое отношение.

Шприцы и фильтры выдавать бесплатно

Министерство социальных дел предлагает пересмотреть политику в сфере наказаний и внести поправку в Закон о наркотических средствах и психотропных веществах и их исходных веществах и отменить наказание в виде ареста за употребление этих веществ. Разумеется, это касается только небольших количеств наркотиков, которые предусмот-рены законом.

«Вопрос в том, может ли штраф, назначенный человеку, имеющему наркозависимость, изменить его поведение. В последние годы сформировалось общее мнение, что это не имеет смысла», – сказал Осиновский.

«Людей штрафуют, они платят или не платят штрафы, но это никак не отражается на их поведении. Мы считаем, что если человек употребляет наркотики, то его нужно не наказывать, это бессмысленно, а направлять на лечение, где ему помогут», – добавил Осиновский.

Министр юстиции Урмас Рейнсалу (IRL) не согласен с тем, что из закона следует исключить наказание в виде ареста, но он не против того, чтобы задействовать другие меры.

«Смысл наказания, особенно когда речь идет о применении санкций в отношении человека, имеющего наркозависимость, состоит в том, чтобы повлиять на человека таким образом, чтобы он отказался от наркотиков. Министерство юстиции запускает пробный проект, предусматривающий альтернативные наказания. Если человек, например, попадется с небольшим количеством наркотика, то наказание должно быть таким, чтобы он осознал последствия своего деяния и в будущем не занимался этим», – полагает Рейнсалу.

«В арестантский дом попадают те, кто не платит штрафы, а таких немного. Министерство юстиции не может поддержать предложение просто исключить из закона эту меру», – добавил он.

Других предложений, касающихся пенитенциарной политики, нет. Одно из предложений касается того, чтобы бесплатно предоставлять наркоманам не только шприцы, но и фильтры, емкости для приготовления растворов и воду. Чистые шприцы, фильт-ры и емкости могут притормозить распространение ВИЧ-инфекции и снизить риск появления у наркоманов проблем со здоровьем.

Как отметил Осиновский, хотя соответствующая поправка и может быть воспринята как стремление на государственном уровне поддержать употреб-

ление наркотиков, она направлена на то, чтобы изменить нынешнее положение. «Колющиеся наркоманы имеют очень сильную зависимость. И не важно, получают они профессиональную помощь или нет, они все равно будут колоться. Бесплатные чистые шприцы защищают от ВИЧ-инфекции, передающейся с повторно использованными шприцами», – сказал министр здоровья и труда.

Это предложение поддерживает и Рейнсалу, по мнению которого пунктов раздачи метадона, который используется для заместительной терапии и помогает избавиться от наркозависимости, могло бы быть больше, чтобы наркоманы меньше перемещались из одного района в другой. «Предоставляя наркоманам возможность получать чистые шприцы, мы исходим из гуманных соображений и соображений безопасности», – подчеркнул он.

Государство хотело бы расширить программу по применению налоксона, она должна охватывать больше учреждений и предусматривать обу-чение работников. Налоксон применяется как антидот при передозировке опиоидов, с его помощью наркоманов выводят из критического состояния. Сейчас налоксон получают, например, входящие в группу риска бывшие наркоманы, освободившиеся из заключения.

«Программа дала очень хорошие результаты. Ее следует расширить, налоксон можно было бы давать полицейским, чтобы они могли использовать его в случае необходимости. Обсуждается, например, вопрос о том, чтобы налоксон отпускали по рецепту в аптеках», – сказал Осиновский.

«Когда речь идет о том, что государство выделяет деньги для того, чтобы наркоманы могли колоться без опаски – это не вызывает энтузиазма. Но и ситуацию, когда у нас ежегодно около ста человек погибают от передозировки, нельзя считать нормальной», – считает он.

Два десятка предложений

Минсоцдел проанализирует вопрос о необходимости создания пунктов, в которых наркоманы могли бы колоться в безопасных условиях. Многие страны уже применяют такую практику, которая помогает уменьшить случаи передозировки, поскольку наркоманам сразу же оказывается помощь.

Но почему вопрос о таких пунктах еще только анализируется и почему бы их уже не открыть? На этот вопрос Осиновский ответил следующее: «Какие-то вопросы, которые не требуют больших вложений, можно решить сразу. Но о таких пунктах мы сможем говорить только тогда, когда решим более важные вопросы. Когда сможем отправлять на лечение ВИЧ-инфицированных, организовать заместительную терапию для колющихся наркоманов, увеличить объем стационарного лечения наркоманов, тогда и поговорим о пунктах, где наркоманы смогут колоться».

Министр юстиции Урмас Рейнсалу, комментируя предложение об открытии пунк-тов, где наркоманы могли бы безопасно колоться, отметил, что нужно иметь в виду, что это не стоит воспринимать как услугу, предусмотренную для узкой целевой группы. «Общественность должна понимать, что это направлено на снижение рисков, на то, чтобы люди оставались в живых», – сказал он.

Новая программа наркополитики содержит двадцать предложений, направленных на снижение ущерба от упот-ребления наркотиков, лечение, социальную адаптацию наркозависимых, а также превентивную работу.

Для претворения программы в жизнь Министерству социальных дел в 2017 году потребуются дополнительные средства – почти 1,5 млн евро. Вопрос о том, удастся ли их получить, остается открытым, поскольку в ходе переговоров по бюджету Министерство финансов воздерживается от комментариев.

Kомментарий

Алена Курбатова

зав. отделом профилактики инфекционных заболеваний и наркомании Института развития здоровья

Самая большая проблема в том, что проводимая в Эстонии наркополитика отличается закоснелостью и отсутствием целостного подхода. Ситуация, связанная с наркотиками, быстро меняется, проблемы, с которыми сталкиваются люди, нужно решать быстро. Наша политика должна быть смелой и многоплановой, поскольку не существует решения, которое подходило бы всем.

С одной стороны, мы должны принимать меры к тому, чтобы люди не становились наркозависимыми, отодвигать возраст начала упот-ребления наркотиков. С другой стороны, очень важно предлагать людям помощь в зависимости от их потребностей и способностей, уважая при этом права человека и не покушаясь на их личные ценностные оценки, будь то раздача шприцев или лечение.

В конечном итоге выиграет общество. Нас радует, что министерство предлагает взглянуть на проблему шире.

Наверх