/nginx/o/2009/02/17/135567t1h0c12.jpg)
Портал Postimees.ee сегодня опрашивает самые «светлые» головы о том, чем им запомнилось уходящее десятилетие. Директор Института прогнозирования Эрик Терк считает, что это было десятилетие незавершенных дел и не извлеченных уроков.
Т. н. «нулевые» в мире
Интересное, но в каком-то смысле парадоксальное десятилетие.
Десятилетие, которое показало серьезные сдвиги и проблемы, может быть, также изменившиеся представления, но по большому счету в итоге ничего не решило. Ни в мироустройстве в целом (глобальные механизмы согласования интересов и решения проблем, и это при изменении расстановки сил), ни в плане более экологичного проживания.
Десятилетие, которое нас много раз пугало, например, истерией, связанной с терроризмом в начале десятилетия и глобальным экономическим кризисом в конце, но все же не потрясало настолько, чтобы заставить производить какие-либо принципиальные изменения.
Все как будто повисло в воздухе, осталось неоконченным.
Т. н. «нулевые» в Эстонии
Время, в которое уместились чрезвычайно важные события, например, вступление в ЕС, но, вместе с тем, и десятилетие, когда мы на государственном уровне вместо творческих и стратегических решений начали все больше заниматься копированием, политикой приспособленчества, умножением установившихся идеологических штампов и просто самовосхвалением.
Десятилетие, в течение которого мы получили несколько уроков.
Например, о том, что проблемы невозможно решить, эгоистично игнорируя их (т. н. «бронзовая ночь») и о том, что экономический рост – еще не обязательно положительный рост (докризисный бум). И из этих уроков мы, по крайней мере, до сих пор, особенных выводов делать не хотим.
«Хорошие и плохие времена»
Простирающегося от нуля до нуля хорошего десятилетия назвать не могу. В крайнем случае, период с 1987 до 1997 годы. Время, про которое можно сказать, что эстонцы смогли измениться и изменить.
Еще относительно хорошие времена – период перед Первой мировой войной, когда эстонцы превратились из крестьян в горожан, которых стали воспринимать всерьез и возникла современная эстонская культура. Или вторая половина 20-х годов, когда Эстонская Республика встала на ноги с точки зрения экономики и жизненного уклада.
Может быть, 10 удачных лет подряд – слишком смелое желание.
Кое-что позитивное из своей сферы в уходящем десятилетии – запуск Эстонского фонда развития как «гнезда стратегического мышления».
Ожидания по отношению к миру: чтобы появилось нечто, что можно было бы назвать новым консенсусом развития, и что разделяли бы все ключевые государства или, по крайней мере, их явное большинство. Чтобы реформа ООН продвинулась.
К Эстонии: чтобы наши амбиции не обратились в похвальбу или разочарование. Чтобы мы сумели как государство и как народ совершить то, что остальные никогда таким образом не совершали.
Будь то здравоохранение, система образования, новые отрасли экономики или что-либо еще. Чтобы мы снова научились мыслить и действовать стратегически.