Будущее Бразилии оказалось вновь под большим вопросом (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Отставку президента Дилмы Русеф поддерживают более 60 процентов бразильцев.
Отставку президента Дилмы Русеф поддерживают более 60 процентов бразильцев. Фото: Reuters/ScanPix

Поздно вечером в воскресенье нижняя палата бразильского парламента после продолжавшихся в течение недели яростных дебатов проголосовала за импичмент первой женщины-президента страны Дилмы Русеф (67).

Из 513 членов палаты депутатов за импичмент проголосовали 367 человек, что явно превышает необходимые две трети голосов.

Обвинения ничтожны

Теперь слово за сенатом. Голосование, которое пройдет в ближайшие недели, может иметь два результата. Если решение об отставке президента будет поддержано в верхней палате парламента простым большинством голосов, полномочия президента будут приостановлены на 180 дней, и процесс импичмента продолжится. Если решение поддержат две трети сенаторов (что более вероятно), Русеф немедленно и окончательно отстранят от должности. В обоих случаях обязанности главы государства будет исполнять вице-президент Мишел Темер, занимающий в отличие от Русеф более правые позиции.

Обвинения, предъявляемые Русеф, по сути, ничтожны. Ее обвиняют в том, что накануне выборов 2014 года она манипулировала госсредствами, представив ситуацию с бюджетом лучше, чем на самом деле. Президент не отрицает, что частично обвинения в ее адрес не лишены оснований, но считает, что процедура импичмента сравнима с гос­­переворотом – в Бразилии и других странах подобные манипуляции не редки. Кроме того, следственные органы подозревают многих противников президента в куда более серьезных преступлениях, но они защищены депутатской неприкосновенностью.

Отставку Русеф поддерживают более 60% бразильцев. Количество ее убежденных сторонников упало до 10%. Но эти сторонники, представляющие в основном беднейшие слои населения, пламенно поддерживают Русеф. Накануне и во время голосования обе стороны участвовали в крайне эмоциональных митингах. Теперь одна сторона ликует, вторая говорит о госперевороте и ударе по демократии – ситуация в Бразилии крайне напряженная. И это почти за три месяца до Олимпиады в Рио-де-Жанейро.

Непосредственной причиной нынешнего политического кризиса является резкий экономический спад, постигший страну в последние годы. В прошлом году валовой внутренний продукт Бразилии упал на 3,8%. Инфляция превысила 10%. Безработица приближается к 10%. Бразильский реал потерял по отношению к доллару США примерно треть своей стоимости. Уровень коррупции невероятно высок.

Почти невозможно подсчитать всевозможные скандалы и судебные процессы, в которых тем или иным образом участвуют почти все политические силы и значительная часть политиков (понятно, что большинство из них связаны с государственной нефтяной компанией Petrobras). Ко всему прочему Бразилия – одна из стран с самыми высокими в мире показателями экономического неравенства.

А ведь еще совсем недавно все обстояло по-другому. По крайней мере, выглядело. В лучшие дни Русеф имела поддержку, доходящую до 90%, и казалось, что возглавляемая ею Партия трудящихся нашла золотую середину, с успехом соединив быстрый рост экономики и государственные программы, направленные на ликвидацию бедности. Довольны были все: средний класс, состоятельные слои, а также самые бедные.

По численности населения Бразилия занимает пятое место в мире (205 миллионов жителей), по паритету покупательной способности стоит на седьмом месте (3 триллиона долларов). Страна обладает гигантскими природными ресурсами, которые в большинстве своем не только не используются, но даже, как следует, не изучены.

Потенциал не реализован

Бразилия – самое большое и могущественное государство Латинской Америки, заслуживающее, несомненно, места региональной и глобальной державы. Или, по крайней мере, заслуживало бы, если бы дела по-прежнему шли хорошо. Летним Олимпийским играм, которые должны были стать триумфом Бразилии, угрожает провал. Ко всему прочему прибавляется еще и вирус Зика.

Непосредственным и прямым виновником нынешнего экономического кризиса являются не бразильцы и даже не коррумпированные чиновники. На мировом рынке катастрофически упали цены на товары, представляющие собой важнейшие статьи экспорта страны (нефтепродукты, железная руда, соевые бобы). Ни Бразилия, ни Русеф в этом не виноваты. Страну нельзя обвинить и в чрезмерной экономической однобокости, т.к в стране развиты авиастроение, автомобильная промышленность, а также другие современные отрасли экономики, не говоря уже о кофе: более 100 лет Бразилия – крупнейший в мире производитель и экспортер кофе.

Нельзя отрицать и того, что нынешний глубокий кризис далеко не первый в истории Бразилии: и в экономике, и в политике наблюдались как взлеты, так и падения. Были времена, когда казалось, что все налаживается к лучшему, но затем вновь следовал обвал. Еще полвека назад тогдашний президент Франции Шарль де Голль сказал, что у Бразилии навечно блестящее будущее. К сожалению, бразильцы испытывают хронические трудности с реа­лизацией потенциа­ла. Причина тому отчасти – их менталитет. Ведь не случайно самым известным героем или антигероем современного бразильского фольклора стал маландро – ленивый и безответственный, но жизнерадостный и ловкий шулер. Пока такого рода деятели задают тон в политике страны, нет надежды на то, что ситуация улучшится. При этом следует отметить, что ни Русеф, ни ее предшественник Лула да Силва, которого также обвиняют в серьезных нарушениях закона, не самые худшие представители бразильской полит­элиты. Они хотя бы пытались добиться лучшего и нередко преуспевали в этом.

С наибольшей долей вероятности можно предположить, что страной станет руководить Мишел Темер, пользующийся поддержкой в основном правых и консервативных сил. Увы, его тоже подозревают в значительных нарушениях закона.

Ключевые слова

Наверх