Cообщи

Каждый выбирает по себе (10)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ирина Каблукова
Ирина Каблукова Фото: Тайро Луттер

На следующей неделе у нас не очень приятная годовщина: девятилетие «бронзовых ночей». Вспоминать об этом тяжело так же, как и признавать, что, даже отойдя на второй план, это событие до сих пор остается в памяти русскоязычного населения республики. 

Моральную сторону случившегося каждый волен воспринимать, как считает для себя приемлемым. Например, сейчас, в Великий пост, можно было бы призвать к смирению и прощению, но смириться как-то не получается. Во-первых, убийцы Дмитрия Ганина так и не понесли наказания, а во-вторых, те трое суток позора нанесли серьезный ущерб экономике страны.

В этом номере вы прочитаете подборку материалов о транзите и некогда процветающем, но нынче дышащем на ладан железнодорожном секторе. А понимаете ли вы, что основные беды железки начались именно в апреле 2007 года? Конечно, понимаете, но чтобы полностью осознать масштабы катастрофы, нужно знать, что только этот сектор после и в результате «бронзовых ночей» потерял около 3500 своих работников. И процесс пока не завершился: правда, влияют на него уже не внутренние межнациональные распри, а внешняя политика Эстонии, во многом не совпадающая с позицией нашего основного рынка – России.

К счастью, прошедшие девять лет помогли обеим сторонам конфликта несколько остыть. Причем эстонская сторона остыла настолько, что большая часть наших эстоноязычных коллег и знакомых искренне удивляется: «Неужели вы еще это помните?» Конечно, помним, просто не думаем об этом непрерывно и не жаждем мести.

Что нам дали те события? Лично мне они показали, что в любой ситуации нужно стараться остаться человеком. Нельзя грабить магазины, но нельзя и бить лежачего, нельзя гнуть свою линию, если цель сомнительна, а процесс оскорбителен для второй стороны инспирированного кем-то конфликта, но нельзя опускаться и до ответных оскорблений.

26 апреля на Тынисмяги, где раньше стоял памятник Воину-освободителю, собираются провести мероприятие, посвященное событиям девятилетней давности. Пойду ли я на него? Нет. Мне нечего сказать на эту тему, кроме того, что мне очень стыдно за то, что тогда произошло.

9 мая мир будет отмечать День победы, и к монументам солдат, павших на фронтах Второй мировой, понесут цветы. Пойду ли я на Военное кладбище к нашему Солдату? Обязательно. Здесь мне стыдиться нечего, я горжусь и хочу сказать спасибо – и своему деду, ветерану той войны, и воинам Эстонского стрелкового корпуса, и всем остальным солдатам-освободителям.  

Наверх