Cообщи

Тынис Оя: cвои и чужие

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Тынис Оя.
Тынис Оя. Фото: Liis Treimann.

Недавно один мой знакомый пенсионер, которого я иногда консультирую по вопросам финансов, спросил меня, стоит ли ему держать свои сбережения в одном ссудо-сберегательном товариществе.

 И рассказал об одной своей приятельнице, которая за счет получаемых по вкладу процентов оплачивает все свои коммунальные расходы. Другим его аргументом было то, что товарищество рекламирует себя как предприятие, принадлежащее эстонскому капиталу.

Я не одобрил эту идею, поскольку, в отличие от банковских вкладов, процентные ставки по которым смехотворно малы, сбережения, помещенные в ссудо-сберегательные товарищества, не имеют государственных гарантий. Знакомый внимательно меня выслушал, однако, похоже, я не сумел его убедить. «Все-таки эстонский капитал», – сказал он, закрывая тему.

В последнее время в рекламе часто делается упор на то, что предприятие принадлежит отечественному капиталу. И все чаще мне приходится сталкиваться с враждебным отношением к иностранному капиталу. У меня даже складывается впечатление, что чем дальше, тем больше пропаганда отечественного капитала приобретает черты промывания мозгов. Новая национальная авиакомпания, почему-то названная на иностранный манер Nordica, в качестве единственного аргумента того, почему стоит предпочесть именно ее, приводит то обстоятельство, что она наша собственная компания.

Лично я ничего не имею против эстонского капитала. Скорее наоборот, чем больше предприятий принадлежит отечественному капиталу, чем сильнее эти предприятия, тем лучше это для нашей экономики, общества и государства.

В то же время для того, чтобы я сделал выбор в пользу каких-то товаров или услуг, одного-единственного аргумента – предприятие принадлежит эстонскому капиталу – мне мало. В первую очередь для меня важно качество продукта, его цена, внешний вид, возможно, что-то еще.

Отечественный капитал важен, но не стоит его переоценивать. Какая разница, кто является владельцем предприятия, создающего новые хорошо оплачиваемые рабочие места, – наш соотечественник Рихо, финн Матти или же швед Ларс? Если взглянуть на последний предложенный изданием Äripäev рейтинг работодателей с наилучшими зарплатами, то на первых строчках вы увидите предприятия, принадлежащие иностранному капиталу.  

В качестве главного аргумента против иностранного капитала приводится вывод прибыли из страны. Но ведь бизнес – это всегда риск, и прибыль не гарантирована. Наша проблема не в том, что иностранный капитал выводит прибыль, а в том, что иностранный капитал не желает инвестировать в Эстонию. Истерия вокруг иностранного капитала только усугубляет ситуацию.

Наверх