Сегодня, наверное, слово интеллигенции не столь весомо. Тогда ситуация была понятнее – ты за или против независимости Эстонии. Хотя что касается того, как и кто должен восстанавливать независимость, то тут тоже были расхождения. Сегодня проблем прибавилось, и взгляды деятелей культуры сильно разнятся.
Не знаю, должно ли искусство быть таким политизированным, как недавний спектакль [театра NO 99] «Сависаар». Может быть, лучше искать решения путем разумных переговоров. И вместо того чтобы браниться и глумиться, не лучше ли интеллигентно обмениваться мнениями, чтобы каждая сторона могла обосновать свою точку зрения.
Многие молодые деятели культуры несколько наивны, что вообще свойственно молодежи, и плохо знают жизнь, они не видят опасности, которая может угрожать нации. Они не жили в советское время, когда доля эстонцев в народонаселении приблизилась к критической черте. Одна из главных причин вымирания народов в России и в мире вызвана тем, что народ оказывается на своей исконной территории в меньшинстве. Он не в состоянии сохранить свой язык и культуру.
Сейчас в Эстонии 400 000 человек русскоязычного населения. Они придерживаются разных взглядов, среди них есть патриоты Эстонии, есть и люди, которые подпитываются российской пропагандой и мечтают о прежних временах.
Мы не должны забывать, насколько велика и непредсказуема Россия. Уже сейчас через российскую границу к нам прибывает больше беженцев, чем с юга. Департамент миграции ежегодно выдает приезжающим из России сотни видов на жительство. В прошлом году официально из России прибыло 800, с Украины 600 человек. Как будто в Эстонии только и забот, что о приросте русскоязычного населения. Но если в России возобладает анархия, вряд ли наша граница устоит!
Но еще большую опасность, на мой взгляд, таит в себе равнодушие и даже пренебрежение, которые демонстрируют многие эстонцы по отношению к своему народу, языку и культуре. Особенно неприятно слышать из уст лидеров общественного мнения, что эстонский язык все равно обречен на вымирание. Я придерживаюсь более оптимистичного взгляда. До тех пор пока живет эстонский народ, будет жить и эстонский язык. Но об этом обязаны позаботиться все мы.