Самая крупная в этом году государственная инвестиция в дороги – строительство развязки между шоссе Таллинн-Нарва и пересекающей его железной дорогой в Силламяэский порт – вызывает ожесточенные споры.
Силламяэ: через или вокруг? (3)
В пределах Силламяэ скоростное шоссе Таллинн-Нарва – обычная городская улица с тремя перекрестками. Еще в 2012 году Департамент шоссейных дорог (ДШД) поделился с местным самоуправлением своими планами реконструировать шоссе, построив развязки, которые разделят местный и транзитный транспортные потоки, однако Силламяэское горсобрание тогда с этим не согласилось.
Горсобрание приняло решение заняться планированием объездной дороги, поскольку интенсивное движение автомобилей, в том числе и больших фур, негативно отражается на безопасности и окружающей среде, рассказывает «ДД» депутат Олег Култаев. Того же мнения придерживались и многие силламяэсцы: около четырех тысяч подписей было собрано в поддержку строительства объездной дороги.
В решении горсобрания подчеркивалось, что в будущем нагрузка на шоссе, скорее всего, возрастет. Так и вышло: в 2015 году среднесуточная нагрузка в пределах Силламяэ, по данным Дорожного регистра, составляла 8375 автомашин, из них около 10 процентов – автобусы и большегрузный транспорт.
Но теперь местные власти согласны с ДШД: шоссе необходимо реконструировать, построив три сложные развязки. А как же объездная дорога? На нее денег нет, и в ближайшее время не предвидится. «Я спросил у представителей департамента: в какую сумму обойдется реконструкция? Ответ – на оба этапа около 12 млн евро. А строительство объездной дороги сколько стоит? На этот вопрос ответа нет. Откуда же известно, что она дороже?» – размышляет Култаев.
Действительно, откуда? Мы обратились в департамент с просьбой назвать полную стоимость реконструкции шоссе и хотя бы приблизительную – строительства объездной дороги. Но руководитель строительного отдела Идаского региона департамента Анти Пальм назвал лишь стоимость первого этапа реконструкции – 7 729 407 евро, 85% – средства Европейского фонда согласия.
По поводу объездной дороги он ответил уклончиво: «Технического решения, на основании которого можно было бы точно оценить ее стоимость, не существует. В ходе составления тематической планировки были сделаны прогнозы, данные доступны на сайте Ида-Вируского уездного управления, но это очень приблизительные суммы».
Эти «приблизительные суммы» – 14-15 тысяч евро. По мнению советника уездной управы по развитию и планированию Тийта Тоотса, стоимость объездной дороги вполне сопоставима со стоимостью реконструкции шоссе, учитывая ее второй этап: «Прогнозы были сделаны в 2012 году, когда цены на строительство были выше».
Итак, точно ли строительство объездной дороги дороже – на сегодняшний день вопрос спорный, но первый этап реконструкции начнется уже летом: он включает в себя прокладку глубокого канала длиной около километра (по нему будет двигаться автотранспорт, а портовая железная дорога пройдет по виадуку).
Силламяэские садоводы опасаются, что прокладка канала лишит их воды из артезианских скважин. «Скважины не очень глубокие: когда их бурили, никто не знал, что рядом пророют канал, – говорит член садового кооператива «Спутник» Лилия Андреева. – Зачем нашему городку такая махина, как эта развязка? Наверняка власти делают это в угоду Силламяэскому порту».
«Ни одной аварии, связанной с тем, что шоссе пересекается с железной дорогой, у нас не было. Водителям особого неудобства поезда не доставляют: постояли три минуты перед шлагбаумом – и все. Железнодорожный транзит из России сократился вдвое – для чего же нужна развязка?» – недоумевает и депутат Култаев.
Комментарий
На вопросы «ДД» ответил руководитель по маркетингу Силламяэского порта Андрей Биров.
– Как вы относитесь к словам о том, что данный проект служит лишь интересам Силламяэского порта, но не интересам города?
– Не хочу комментировать глупости! Не мы инициировали это строительство. Если вы едете по скоростному шоссе, и вдруг железнодорожный состав перекрывает движение, это нормально? Проект прежде всего важен для города: он обеспечивает безопасность движения. Если бы проект был так нужен порту, порт и занимался бы строительством.
– Насколько проект актуален сейчас, когда количество транзитных поездов в порт сократилось?
– Это абсурдный аргумент. Порты строятся на тысячелетия, дороги тоже строятся не на три года: сейчас шесть пар поездов, а завтра, возможно, уже шестнадцать, сейчас у нас четыре терминала, а через десять лет их может стать больше.