Индрек Куус: молочные реки и кисельные берега (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Индрек Куус
Индрек Куус Фото: SCANPIX

Пессимистично настроенным наблюдателям новое тысячелетие видится вовсе не в светлых тонах, так как проблем в современном мире существует немало. Это рост населения Земли, потепление климата, вооруженные конфликты, исламский фундаментализм, а также парадоксальная ситуация, когда в одних странах люди тоннами выбрасывают еду, а в других умирают от голода, пишет колумнист Индрек Куус.

Историки, философы, писатели и мыслители, характеризуя минувший XX век, назвали его ужасным. Французский агроном и эколог Рене Дюмон, говоря о двадцатом столетии, сказал: «Мне он видится только как век массового уничтожения и войн».

В мире треть продуктов выбрасывается на помойку. И самым переломным общественным изменением, имеющим далеко идущие последствия и напрямую связанным с этим явлением, называют вымирание крестьян.

Начиная с эпохи неолита, большинство населения жило за счет земледелия, скотоводства и рыболовства. Однако в промышленно развитых странах количество людей, занятых в сельском хозяйстве и рыболовстве, постоянно снижается, в начале 1980-х годов ни в одной западной стране по ту сторону железного занавеса в сельском хозяйстве не было занято больше десяти процентов населения.

Одним словом, прав был Карл Маркс, когда писал о том, что индустриализация приведет к вымиранию крестьянства. Недавно во время велосипедной прогулки я заехал в Табасалу в те места, где еще двадцать лет назад были огороды, принадлежавшие работникам совхоза «Ранна». Сегодня там заросшая кустарником пустошь, на которой кое-где еще остались каркасы разрушенных теплиц.

Да простят меня души людей, умерших от голода, за то, что я позволю себе посетовать на собственное детство, в котором меня заставляли сажать и убирать картошку, капусту, брюкву, полоть и поливать грядки, собирать ягоды, в общем заниматься всем тем, чем не хочет заниматься ни один ребенок.

Осенью кухня в нашем доме превращалась в ад, нам с отцом приходилось закатывать сотни банок с вареньем, огурцами и прочими съестными припасами, шинковать капусту и набивать свиные кишки тем, что потом превращалось во вкуснейшую колбасу. Ко всему прочему мой отец был охотником, стрелял лосей и кабанов, из которых потом делали домашние консервы.

Дай бог сил и здоровья тем, кто сегодня рискует держать кур, выращивать картофель и капусту, печь свой хлеб. Меня на такие подвиги не тянет, ведь магазинные полки ломятся от съестного. Хочу, куплю ветчину и сыр, пиво и шоколад, словом, всего, что душа пожелает.

При этом стоит отметить, что сегодня в развитых странах, к которым относится и Эстония,  продуктов питания производится столько, что при всем желании съесть их невозможно. Во всем мире примерно треть продовольствия используется не по назначению или выбрасывается. Из-за этого разбазариваются огромные ресурсы – земля, вода, энергия и рабочая сила. Выброшенная еда появляется на каждом этапе продовольственной цепи – от первоначального (сельское хозяйство) до конечного (потребление). Как показало исследование, проведенное в 2010 году Еврокомиссией, ежегодно на человека приходится 179 килограммов продовольственных отходов.

То же исследование показало, что из всех звеньев продовольственной цепи больше всего отходов дают домашние хозяйства (42%), пищевая промышленность (39%) и питание вне дома (14%). На долю торговли приходится пять процентов продовольственных отходов.

Нужно признать, что у нас уже сейчас текут молочные реки меж кисельных берегов. Но невозможно себе представить, что могли бы подумать те, кто совершал путешествия вокруг света и берег каждую кроху хлеба, или те, кто страдал от засухи и голода, узнай они о том, какая проблема стоит сегодня перед миром.

В Средние века говорили, что ангелы вкушают хлеб один раз в день, людям надо есть два раза в день, а скотину следует кормить три раза в день. В Средневековье зажиточные люди любили поесть. Празднества феодалы и горожане отмечали с таким размахом, что порой кое-кому требовался клистир. В то же время моряки из-за скудной еды нередко страдали от цинги. При этом и те и другие еду выбрасывали крайне редко.

Когда Фернан Магеллан отправлялся в кругосветное путешествие, на парусники было доставлено вдоволь снеди, но плавание затянулось, и вскоре моряков, съевших последние сухари, стали мучить голод и жажда. Говорят, что посреди Тихого океана Магеллан начал торговать крысами, по половине экю за тушку.

Сегодняшним потребителям, которые страшно огорчаются, увидев в кочане цветной капусты червячка или обнаружив, что в пачке творога не хватает трех граммов, я бы посоветовал прочитать книгу британского автора Анны Рид «Ленинград: трагедия осажденного города». Точное количество погибших в блокаду неизвестно, с 1941 по 1944 годы в Ленинграде погибло в 35 раз больше людей, чем в результате бомбежек Лондона, которые унесли жизни около 40 000 людей.

В книге есть ужасные истории, в том числе о каннибализме. Вряд ли кому-то придет в голову читать их детям на ночь, но взрослым почитать не помешает. О том, как страшен голод, написано немало книг, и те, кого интересует эта тема, наверняка их читали, ну а тем, кто живет в своем узком мире, до них и дела нет.

Вернемся к нашей теме, а именно к расточительству продовольствия. В прошлом году действующий в Эстонии Продуктовый банк, по его данным, «спас» 860 000 килограммов продуктов, которые вполне годились для употребления, но из-за строгих нормативов могли отправиться на свалку.

Сегодня Продовольственный банк, как сказал его представитель, оказался в ситуации, когда он не может развиваться без систематической поддержки и нуждается в помощи спонсоров и частных лиц (помощь можно оказать, позвонив по номерам телефонов 900 9005 и 900 9010, или через среду для пожертвований «Я люблю помогать»).

Конечно, поддержка, которая оказывается Продовольственному банку, не спасет мир, но дело это благородное и нужное. Хочется верить, что человек, оказавший помощь Продовольственному банку, задумается о том, что негоже выбрасывать еду.

Кстати, на мой взгляд, нет ничего хуже, когда мамы, поддавшись увещеваниям доморощенных гуру, начинают заботиться о «здоровом питании» собственных детей, исключая из их рациона компоты, конфеты, котлеты и сосиски.

Или другой, противоположный вариант: не выпускать из-за стола до тех пор, пока ребенок все не съест. Впрочем, я вполне отдаю себе отчет в том, что поучать сегодня родителей – неблагодарное дело, еще тебя же и отругают.

Когда со своей 19-летней дочерью я бываю в кафе или других заведениях общепита, она всегда норовит заказать, так сказать, и первое, и второе, и компот. Я при этом ничего не заказываю, т.к. по опыту знаю, что, съев немного, дочь начинает уверять, что вот-вот лопнет, и тогда заботливый папа доедает то, к чему она не притронулась. Вот так мы бережно относимся к еде. Приятного аппетита! Не переедайте, не привередничайте и больше двигайтесь!

И тогда на Земле проживет еще не одно поколение, если, конечно, она не погибнет в результате атомной войны.

Ключевые слова

Наверх