На прошедшей неделе эстонские СМИ занимались вопросами обороны и безопасности, опасались российских разведывательных дронов, клевали правительственного советника по стратегической коммуникации Ильмара Раага и уповали на помощь натовских союзников, которые не замедлили откликнуться.
Власть №4. Гуси-дроны, га-га-га (5)
После того как специализированное норвежское издание AldriMer опубликовало сведения о том, что российская разведка активно действует на территории Эстонии, а портал Delfi это перепечатал, эстонская пресса озаботилась тем, как мало нам, по сути, известно.
Получи инфогранату
«В данном случае эстонское государство оказалось в странном положении. За рубежом о происходящем у нас знают как будто больше, чем знаем мы сами», – пишут в передовице Eesti Päevaleht. Причем в лучших традициях не до конца ушедшей эпохи знать этого у нас не положено даже журналистам. Во всяком случае, когда журналисты EPL попытались выяснить у компетентных органов, действительно ли в апреле прошлого года над Пярну летали российские вертолеты, над Эмари – российские же разведывательные дроны, а российская подлодка прослушивала неподалеку от эстонских территориальных вод обмен информацией между нашими Силами обороны и союзниками, это внезапно возбудило Ильмара Раага.
Правительственный советник по стратегической коммуникации был глубоко возмущен вопросами, которые были «как будто составлены российской разведкой». На что редакция EPL глумливо поинтересовалась: а что если и у остальных жителей возникнут те же вопросы, окрестим и их пособниками Кремля? Трудно, трудно в наших условиях отвечать за стратегическую коммуникацию. И любой, совсем не стратегический, «коммуникатор» вроде Янека Мягги в EPL может обвинить тебя в стратегическом провале. «Эстония в информационной войне очень неуклюжа, информационная война не состоит в сокрытии информации. Она заключается в том, чтобы кидать правильные „гранаты“ в правильное время», – пишет Мягги. Зато у нас она, видимо, состоит в том, чтобы кидать гранаты в прессу.
«Нормальное государство официально говорит, что не может комментировать, а неофициально дает информацию или нет – в зависимости от того, как у них выстроена стратегия. А тут Ильмар Рааг читает СМИ лекцию о том, как работать, и тем самым уничтожает любую правительственную коммуникационную стратегию, доверие и репутацию вообще», – пишет в той же EPL Ахто Лобьякас. Как-то недемократично получилось. Журналист той же EPL Кристер Парис даже издевательски интересуется, не пора ли ему самому всякий раз, когда он подвергает сомнению какие-то неписаные принципы правительства, обращаться за чеком в российское посольство. «Чувствую себя совершенно иностранным агентом», – пишет он. Сеанс глумления, одним словом, в самом разгаре.
Полетят клочки по закоулочкам
А еще Õhtuleht накручивает, рассказывая, как в программе Terevisioon на ETV в самый патетический момент, когда ведущий стал пересказывать суть скандала, трансляция внезапно прекратилась. Не иначе происки спецслужб! Правда, есть подозрение, что и в самой газете в эти происки не очень-то верят. Зато нельзя не согласиться с посылом передовицы Õhtuleht, в которой пишут следующее: «В такой ситуации стоит не только искать врагов, но и взглянуть в зеркало и вспомнить, как, упирая на российскую опасность, не просто поднимают рейтинг, но и побеждают на выборах». И чтобы уж совсем не мелочиться, вспоминают маккартизм, когда повсюду мерещились коммунистические агенты и вредители. «Если сейчас Дом Стенбока обвиняет Eesti Päevaleht в работе на Москву, что станет следующим шагом при обуздании „полезных идиотов“? Намордник или пакетик с лакомствами для карманной собачки?» – одним словом, распоясалась свободная пресса, правительственных советников не уважает.
Советнику, впрочем, дали высказаться в Postimees, где он оправдывается вроде бы логично, но далеко не так пламенно, как его кроют в изданиях Ekspress Grupp: «Во-первых, прежде всего следовало бы заняться аутентификацией документов-источников, а потом мы же знаем, что короткое отрицание уже опубликованной информации всегда вызывает чувство, будто государство хочет что-то скрыть. Если же начать объяснять подробно, прежде всего, необходимо учитывать, что речь идет о государственной тайне», – пишет он. Действительно, неудобная работа: любое телодвижение приводит к срыву коммуникации. Снимать фильмы – оно как-то надежнее.
Вот и в передовице Postimees Раагу не сильно польстили: «Задавать вопросы необходимо, и представители государства должны на них отвечать. Уверенно и умело, точно так же, как необходимо упреждающе реагировать. Государство не должно быть сомневающимся в процессе коммуникации или оставаться в бездействии, когда клочки информации уже распространяются, будь то сведения, касающиеся нас самих или союзников», – пишут коллеги. Хочется добавить: воистину.
Гусь – птица нервная
Всю неделю в поле зрения эстонских журналистов оставались северные соседи. Чего стоит один только вопрос о членстве в альянсе Финляндии и Швеции. После выхода рапорта Международного центра обороны и безопасности, в котором указывалось на вероятность блокирования натовской помощи посредством Калининграда, эксперты наперебой обсуждают роль, которую играют в нашей безопасности северные соседи. «Без участия Швеции и Финляндии невозможно прийти к нам на помощь, минуя Калининград», – печально констатировал в передаче «Olukorrast riigis» на Raadio 2 Андрус Карнау.
Другой аналитик напоминает в EPL один из выводов уже финского оборонного рапорта, что вступление Финляндии, а то и Швеции в НАТО могло бы повлечь за собой такую же резкую реакцию, какую повлек в отношении Турции сбитый российский самолет, включая экономические и персональные санкции. «Не волнуйтесь, граждане», – как бы говорит им на портале ERR Райн Кооли. «Если бы Россия напала на страны Балтии, решающее значение имело бы не то, сколько солдат, бронетранспортеров или самолетов смогли бы выставить Финляндия и Швеция. Финляндия и Швеция – для которых независимость стран Балтии имеет стратегическое значение – позволили бы в этом случае крупным странам НАТО использовать их территорию, воздушное пространство и инфраструктуру», – логично замечает он, предположив, что соседи сделают это в любом случае, даже не будучи членами альянса. И здесь хочется добавить: если так, то зачем дразнить гусей?
Впрочем, так считают не все. Урмас Рейнсалу, например, утверждает в EPL, что, «помимо пиратских рейдов российских военных самолетов применяются идеологические меры устрашения», на которые необходимо мощно реагировать. Мощная реакция уже обещана со стороны НАТО, откуда грядет усиление военного контингента на территории стран Балтии. Этому радуются в передовице Postimees. «Впервые с момента расширения НАТО на страны Восточной Европы предпринимаются шаги по ликвидации „силового вакуума“, существовавшего на местном так называемом восточном фланге, то есть той ситуации, при которой соотношение сил было безнадежно не в пользу альянса», – пишут в передовице, особо отмечая важность того факта, что дополнительные воинские подразделения прибудут не только из США, но и из Германии, которая до сих пор весьма скептически относилась к увеличению присутствия НАТО в странах Балтии.
Насчет «впервые» другая сторона, вероятно, могла бы поспорить, но охотников поиграть в дурную бесконечность от этого меньше не становится. И чем ближе к летнему саммиту НАТО, тем истеричнее заполняется информационный вакуум, в котором возникают чужие дроны, подводные лодки и прочие меры устрашения, мешающие спокойно наслаждаться внезапно наступившей весной.