У трубы без терминала

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Пока Эстония спорила с Финляндией, где построить LNG-терминал, Литва потратилась на плавучий завод-терминал в Клайпеде.
Пока Эстония спорила с Финляндией, где построить LNG-терминал, Литва потратилась на плавучий завод-терминал в Клайпеде. Фото: Scanpix/ REUTERS

Накануне выборов в Эстонии жарко спорили о строительстве терминала сжиженного газа (LNG-терминал) и прокладке эстонско-финского газопровода Balticconnector. К настоящему времени практически весь пыл сошел на нет. 

На минувшей неделе министру экономики и инфраструктуры Кристену Михалу пришлось ответить на запрос парламентариев-центристов относительно будущего газовых проектов. С одной стороны, поджимают сроки с европейским финансированием. С другой стороны, резко изменились настроения в политической среде. Дело в том, что пока Эстония спорила с Финляндией, где построить LNG-терминал, Литва потратилась на плавучий завод-терминал в Клайпеде, тем самым лишив смысла дальнейшие попытки соседей реализовать проект у себя.

Мы не догоним

Государство поспешило отойти в сторону, предоставив возможность предпринимателям самим разбираться, нужен ли им терминал. Министр Михал уточнил в парламенте, что эстонско-финское ходатайство о получении финансирования на проект Balticconnector было передано в Еврокомиссию 28 апреля. На терминале сжиженного газа государство поставило крест: деньги налогоплательщиков на его строительство использоваться не будут. Михал заявил, что государство вообще никогда не собиралось участвовать в строительстве LNG-терминала. Тем самым, компания Alexela, инвестировавшая в развитие проекта в Палдиски почти 10 миллионов евро, осталась у разбитого корыта. Без европейского финансирования и поддержки государства этот проект рентабельным не будет. 

Зампредседателя экономической комиссии Рийгикогу Михаил Корб удивлен резкой сменой риторики: «Сначала премьер Партс с большим рвением доказывал, что Эстонии нужен LNG-терминал. И его можно было понять, так как это создало бы конкуренцию на рынке поставок газа и принесло бы дополнительные инвестиции в сотни миллионов евро. К тому же появилась бы возможность создать общий рынок с Финляндией. Потом в один прекрасный момент наш следующий премьер, Рыйвас, отправился к соседям, заявил, что этот терминал Эстонии не нужен, и предложил построить его в Финляндии. В конце концов даже финны, имевшие хорошие шансы пролоббировать вопрос европейского финансирования, отказались от строительства. Что дальше – вообще непонятно».

Эксперту по экономическим вопросам Райво Варе все понятно: «Литовцы явочным порядком построили свой LNG-терминал и задним числом получили от Еврокомиссии разрешение на госпомощь. Сначала они рассчитывали продавать вне Литвы только треть газа, но на самом деле их мощностей сейчас хватает на покрытие 90% потребностей балтийского рынка, поскольку потребление газа в регионе резко упало».

Сейчас закрывать 90% балтийского рынка этим газом нецелесообразно, так как российский газ конкурентоспособен по цене. Если такая необходимость возникнет, то альтернатива имеется. По данным министра экономики, с открытием в начале прошлого года терминала в Клайпеде доля газа, импортированного из Литвы в Эстонию, достигла почти четверти. «Газпрому» ничего не остается, кроме как снижать цены.

На окраине рынка

Литовский терминал следует рассматривать вкупе с газовым хранилищем в Латвии, которое обеспечивает весь рынок и даже северо-западную часть России резервом прокачки. В результате финны, по мнению Варе, больше всех и пострадали: «У них есть выход на „Газпром” только через одну трубу, поэтому им интересно поучаствовать и в балтийском рынке».

Сделать это можно через Balticconnector, получив через Эстонию доступ к газу с литовского терминала и резервного хранилища «Газпрома» в Инчукалнсе. «Вот почему в числе государственных приоритетов Эстонии остался только эстонско-финский газопровод, а строительство LNG-терминала отдано на откуп частным компаниям, – добавил Варе. – Проект Balticconnector всем интересен, так как он расширит рынок в два раза: одна Финляндия – это столько же, сколько три Балтийских страны вместе. Чем больше рынок, тем ниже цены». Что касается LNG-терминала, то неслучайно политики вдруг перестали упоминать этот проект. «Государству это неинтересно. Интересно только подключить Эстонию к более крупному финскому рынку», – считает Варе.

Эстонско-финская труба соединит Палдиски с Инко по морю, а дальше будет подключена к существующим местным сетям. В Эстонии понадобится построить еще одно соединение – наземную трубу в Кийза длиной в 42 км. Тянуть ее будет госкомпания Elering, владеющая магистральными газопроводами. Больше никакой конкретики нет. Известно лишь то, что если Еврокомиссия откроет финансирование, строительство газопровода Balticconnector завершится к концу 2019 года. Будет ли ответ положительным, станет ясно в ближайшие месяцы.  

Язык выгоды

В трубу, объединяющую газовые системы двух стран, голубое топливо будет все равно поступать через российскую сеть. Выгода Эстонии заключается в том, что в Финляндии цены на газ ниже: финны заключили эксклюзивное соглашение с «Газпромом» до 2024 года. «Однако не факт, что Россия не изменит эти цены после появления Balticconnector. Финны – прагматичные люди, поэтому в какой-то момент они могут и задуматься, а стоит ли им строить такой объект, – предполагает Корб. – В любом случае Balticconnector нужен: чем больше соединений, тем больше возможностей для маневров».

Корб убежден, что Эстонии необходим и LNG-терминал. Правда, делать на нем определенный бизнес можно лишь в одной связке с Balticconnector: «Такого объема газа, который мог бы проходить через терминал, Эстония просто не потребляет. Газ – это всего лишь 5% от всех энергозатрат страны, наши потребности измеряются двумя LNG-кораблями». Политик полагает, что при наличии терминала Эстония могла бы продавать газ через Balticconnector в Финляндию, а через латвийское подземное хранилище – в Латвию и Литву. Тогда бы процесс стал экономически целесообразным, а цены – более стабильными.

Варе пояснил, что в Эстонии на данный момент осталось полтора частных проекта по строительству LNG-терминала: один – у фирмы Alexela в Палдиски, которая сейчас испытывает сложности с финансированием, и второй – более дешевый – у фирмы Vopak E.O.S в Мууга. Последний проект, по оценке эксперта, имеет больше перспектив, так как задуман не как региональный, а рассчитан на внутренний рынок.

В августе 2016 года истекает срок подачи заявок на строительство LNG-терминала. Минувшей осенью компания Alexela вынуждена была отказаться от участия в конкурсе на европейское финансирование, поскольку в расстановку сил на газовом рынке активно вмешались Латвия и Финляндия. Сейчас Alexela снова в игре, но дело осложняется тем, что настроения эстонских политиков резко изменились.

Министр экономики твердо заявил, что государство в терминал вкладывать не будет, а частники, если захотят, то – пожалуйста. Отсутствие интереса со стороны государства вряд ли останется незамеченным европейскими чиновниками, поскольку речь идет о поддержке инфраструктурного проекта. Очевидно, что без европейских вливаний подобные проекты частным фирмам не потянуть, несмотря на потраченные миллионы евро. 

Справка «ДД»:

Объем газового рынка в год:

Эстония         0,5 млрд кубометров

Латвия           1,5 млрд кубометров

Литва             2,5 млрд кубометров

Финляндия    3 млрд кубометров

Польша          15 млрд кубометров

Наверх