Cообщи

Бизнес в Ида-Вирумаа: не все так плохо, поменьше бы идиотизма

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
В Нарве и сегодня люди живут немного в изоляции.
В Нарве и сегодня люди живут немного в изоляции. Фото: Õhtuleht/Scanpix

Ничего катастрофического в регионе не происходит, поменьше бы только идиотизма, – отмечают предприниматели и экономисты, посетившие конференцию «Деловых ведомостей» в Нарва-Йыэсуу.

«Рост в условиях кризиса возможен, потенциал Ида-Вирумаа никуда не исчез. Отделы продаж на предприятиях сейчас должны заниматься беспрецедентным поиском заказов, поскольку на самом деле работа в мире есть. Просто ее нужно уметь искать», – утверждает директор Fortaco Estonia Лариса Шабунова.

Нарвский завод Fortaco Estonia ведет свою историю от знаменитого «Балтийца». В настоящее время на предприятии работает 430 человек. Со времен кризиса 2009 года количество работников увеличилось вдвое. За последние полтора года нетто-прирост рабочей силы составил 100 человек. Главой предприятия уже несколько лет является женщина.

Главное – не бездействовать!

Fortaco Estonia специализируется на субподряде – производстве металлоконструкций для крупных заказчиков, клиентами которых являются мировые бренды Volvo, Cargotec и др. По просьбе «ДД» директор завода попыталась вывести некую формулу успеха: ставка на молодежь, прогрессивные методы управления и автоматизацию производства. Нужно не бояться идти в ногу со временем – образно выражаясь, впустить достаточное количество свежего воздуха. Шабунова посоветовала не забывать и о том, что руководитель должен руководить, а не заниматься текущей работой.

Шабунова считает неподъемной схему распределения госдотаций на создание новых рабочих мест в Ида-Вирумаа: «Во-первых, у нас уже был опыт приема безработных – не очень позитивный. Из десяти безработных, которых мы взяли, на предприятии прижились только единицы. Кому-то не хватило квалификации, кому-то – мотивации. Во-вторых, принять на работу, интегрировать и обучить в течение календарного месяца двадцать новых работников – это слишком большая нагрузка на производство».

Какой же помощи Fortaco ждет от государства? Только поддержки инвестиций. Когда-то при закупке станка до 30% затрат можно было покрыть за счет господдержки. Увы, Фонд развития предпринимательства свернул подобную программу в 2014 году, сделав ставки на малый бизнес, а средние предприятия, вставшие на ноги, были отпущены в свободное плавание. На сегодня у Fortaco осталась только поддержка от города: из нарвской казны заводу возвращается 5% от подоходного налога, поступающего за счет создания новых рабочих мест.

Конец эпохи дешевой рабочей силы

«Неправильно говорить, будто Ида-Вирумаа – район дешевой рабочей силы. IT-специалисты стоят здесь столько же, сколько и в Таллинне», – говорит Вадим Цветиков, совладелец эстонского холдинга Astrec Data. Бизнесмен призывает понять, что региону нужна не дешевая рабочая сила, а квалифицированный персонал, выпускающий дорогостоящий качественный продукт с высокой добавочной стоимостью.

Столичные компьютерщики сделали ставки на Ида-Вирумаа. По их оценке, именно здесь имеется квалифицированная рабочая сила, а IT-фирмы пока не очень активны. Дела при желании можно вести и с Петербургом, и в Евросоюзе.

«Шестьдесят процентов наших продаж идет на экспорт, остальное рассчитано на Эстонию. Как сервис-провайдеры мы производим продукт, основанный на услугах дата-центров. Это удаленные рабочие места, размещение серверов, серверы в аренду – все, что нужно предпринимателям для автоматизации бизнес-процессов с помощью IT-технологий, – рассказывает Цветиков. – Мы предлагаем бизнесу популярную в мире модель: не замораживать деньги в IT-оборудование, а использовать возможности аренды и получать комплекс услуг, гибкость и преимущества. При росте бизнеса – легкий рост, при кризисе – легкое снижение затрат».

Руководство Astrec Data не рассчитывает на госдотации. «Мы будем брать только местных, но двадцать человек сразу – это нереально. Мы бы рады, но будучи прагматиками, набираем работников только тогда, когда в них возникает потребность, – объясняет Цветиков. – В сфере услуг дата-центров мы меряемся площадями, количеством стоек и потребляемого электричества, а не количеством людей. Чем меньше персонала, тем эффективнее процесс». В течение последних месяцев двух в Astrec Data устроились на работу двое сотрудников. Всего в штате маленькой компании, создавшей в регионе большой дата-центр, одиннадцать работников: девять в Ида-Вирумаа и трое в Таллинне.

– Какую помощь вы ждете от государства?

– Чтобы не мешали – с экспортом и дополнительными налогами. Возможная помощь должна касаться инфраструктурных решений. Мы очень сильно зависим от электричества. Государство могло бы посмотреть на это не под лупой всего региона, а исходя из конкретных потребностей сектора. Нам нужны инвестиции в инфраструктурные решения. В этом вопросе мы ждем понимания от государства.

Крупные зарубежные IT-фирмы, такие как Kuehne&Nagel, взвешивают возможность расширения своих компаний именно в Ида-Вирумаа. Почему? Здесь есть потенциал в персонале. В Таллинне идет битва за каждого программиста, в Ида-Вирумаа можно привлекать студентов Нарвского IT-колледжа, развивая на месте способности будущих специалистов. Кроме того, мы берем на практику ребят из Нарвского центра профобучения. Сами тоже почти переселились в Ида-Вирумаа, помогаем персоналу и при необходимости приглашаем специалистов для обучения из-за границы.

– Сохраняет ли Эстония лидирующие позиции в IT-секторе?

– Мы начинаем терять наши лидирующие позиции. Я имею в виду проникновение инфотехнологий в бизнес. По уровню их интеграции в государство мы пока еще на лидирующих позициях. Эстония – на первом месте среди стран, в которых живет Интернет, но далеко не на первом среди тех государств, где инфотехнологии живут вместе с бизнесом. Наши восточные и западные соседи работают в такой бизнес-среде, где проникновение инфотехнологий в бизнес гораздо выше.

– А почему мы теряем свои позиции?

– Все зависит от нас самих. Мы привыкли пользоваться ID-картой или электронной почтой, но почему-то не спешим использовать облачные технологии и новые программные продукты по аналитике и прогнозированию тех же самых бизнес-процессов. Почему мы не хотим автоматизировать бизнес-процессы на производстве в средних и малых фирмах? От этого зависит продуктивность бизнеса. Если бизнесмен сам для себя не может определить и описать все бизнес-процессы, происходящие в компании, то ему нечего автоматизировать. Нельзя автоматизировать бардак, потому что вы получите автоматизированный бардак.

Перспективы новостроек

Покупать или продавать недвижимость в Ида-Вирумаа? «Наши клиенты часто задают вопрос, будут ли в Нарве когда-нибудь построены новые дома – современные и высококачественные. На сегодняшний день такого предложения в городе нет, при том, что запрос и платежеспособные клиенты есть и вряд ли куда-то денутся», – отвечает представитель Domus Kinnisvara Александр Богенс.

Ситуация с недвижимостью в регионе – с точки зрения доходов, кредитоспособности населения и спроса на рынке – не самая лучшая. Целый новый квартал здесь не построить. Богенс, однако, уверен, что квартиры в двух-трех небольших уютных домах будут точно проданы и в целом оживят рынок недвижимости, дав толчок формированию и заполнению пустующего ныне сектора эксклюзивной недвижимости: «Не все хотят жить круглый год в Нарва-Йыэсуу, и многие нарвитяне – малые и средние предприниматели, работники руководящего звена – желают переехать в жилье нового класса и способны купить себе современные качественные квартиры в новостройках».

– А есть ли такие инвесторы?

– Мы пытаемся их убедить вложить деньги в проекты. Инвесторы сейчас очень осторожны. Ситуация действительно не самая лучшая. Инвестор считает, что ему проще будет продать участок в Таллинне, где спрос держится стабильно и разница в ценах между старым и новым жильем не столь велика, как в Нарве. К сожалению, новое жилье в приграничном городе не будет стоить намного дешевле, чем в столице. А вот старое жилье дешевле в несколько раз.

– Есть ли смысл приобретать недвижимость впрок?

– Не вижу объективных причин, по которым цены на вторичную недвижимость в Ида-Вирумаа могли бы внезапно подскочить в течение ближайших лет. Сейчас рынок немного замедляется. Если год назад квадратный метр жилья в Нарве стоил 484 евро, то сейчас – всего 457 евро. Из Нарвы выехало большое количество приезжих рабочих, которые строили в регионе маслоперерабатывающий завод, санаторий Noorus, торговый центр Astri, занимались реконструкцией канализационных и водопроводных сетей по всему городу. Рынок аренды здесь процветал. Сегодня приличную двухкомнатную квартиру в хорошем районе Нарвы можно сдать за 150-200 евро в месяц (плюс коммуналка), а в период наплыва рабочей силы она уходила за триста-четыреста. Собственники начинают выставлять оказавшуюся невостребованной недвижимость на продажу. Предложение резко подскочило, цены снизились.

Что-то нужно менять

Конференцию «Северо-Восток – дело тонкое» посетил шведский банкир, советник нескольких премьер-министров и бывший вице-президент Банка Эстонии Бу Краг. В 1990-х он был частым гостем в регионе: «Несмотря на все предупреждения о том, что Ида-Вирумаа – это враждебный край с недружелюбными жителями, впечатление сложилось совсем другое. Но люди до сих пор живут здесь немного в изоляции, как будто с ними никто не хочет говорить».

– Могли бы вы дать прогноз на будущее по региону?

– Впереди еще несколько тяжелых лет. Я имею в виду проблемы со сланцехимической отраслью из-за низких цен на нефть, серьезное падение объемов транзита и сокращение туристических потоков. Это три столпа экономики Ида-Вирумаа. Быстрых перемен к лучшему здесь ждать не стоит. Через несколько лет цены на нефть повысятся, но политическое напряжение между Эстонией и Россией сохранится еще на какое-то время. Из Крыма и Донбасса россияне не уйдут, отношения Кремля с Евросоюзом и США останутся достаточно натянутыми. Это, конечно, продолжит оказывать влияние и на транзит, и на туризм, и вообще на торговлю. Санкции пока что тоже не отменят.

– Что же делать приграничному бизнесу, которому сложно не сотрудничать с Россией?

– Естественно, что всегда нужно развивать торговые связи с соседями, не заниматься этим – идиотизм в финансово-экономическом смысле. Когда я слышу о проблемах с пересечением грузов на границе, мне кажется, что нужно что-то менять и на эстонской стороне. Надежд на политические перемены, с учетом того, что Эстония – член НАТО, немного, но по отдельным пунктам сотрудничество все-таки можно было бы улучшить. 

Ключевые слова

Наверх