Если Центристская партия окончательно не увязнет во внутренних разборках, она сумеет удержать крепкие позиции в рейтинге. Перспективы Союза Отечества и Республики (IRL) более туманны: старожилы парламента рискуют остаться за его бортом.
Рейтинги колеблются, партии шатаются
К маю в багаже популярности отечественников впервые за все время существования партии осталось всего четыре процента. Этот результат стал «ожидаемой неожиданностью» даже для экспертов. В то же время центристы, несмотря на скандалы, внутреннюю борьбу и внешнее давление, продолжают оставаться в лидерах. Об этом в студии Postimees говорили социолог Юхан Кивиряхк и медиаэксперт Виталий Белобровцев.
Могут не понять
В стане центристов продолжается противостояние двух лагерей. Разлад внутри партии держит в напряжении политиков и избирателей центристов, а остроту ситуации подчеркивают настойчивые слухи о грядущих отставках нелояльных Эдгару Сависаару вице-мэров и выдвижение перед президентскими выборами от противоборствующих групп двух «кандидатов в кандидаты»: Сависаара и Майлис Репс.
Кем был инициирован новый виток напряжения – одной из групп внутри партии или какими-то внешними силами, – остается догадываться. Нет однозначного ответа и на вопрос, готов ли лагерь Симсон проголосовать в парламенте за кандидатуру Сависаара или, наоборот, лагерь Железного Эдгара – за Репс?
Юхан Кивиряхк уверен, что такого рода разногласия и противоборство не пойдут на пользу ни одной партии: «Думаю, что вице-мэры Таллинна неплохо работали в отсутствие Сависаара. Жители столицы могут и не понять, если вице-мэров сейчас отправят в отставку». Дальнейший раскол в ходе президентской кампании или перестановок в городской власти может заставить избирателя задуматься о происходящем. До тех же пор, пока центристы будут держаться вместе, партия сохранит свои рейтинги, поскольку ее электорат не очень интересуется текущей политикой.
Виталий Белобровцев подчеркнул, что лидер центристов наверняка пойдет до конца: «Сависаар обычно просчитывает свои ходы. Когда он что-то задумывает, то, как правило, добивается этого. Однако сейчас внутри партии действительно большие сложности. Наверное, он считает, что ему удастся сменить вице-мэров. Надо ли это делать? Не знаю. Нужно быть внутри этой кухни, чтобы понять, что они там готовят. Может получиться так, что ингредиенты принесут одни, а блюдо выйдет другое».
Если бы внутрипартийные склоки касались только одной партии, рейтинги центристов упали бы немедленно. Но поскольку трения есть и в стане реформистов, и в Свободной партии, это не так волнует избирателей. Не афишируемый разлад в Партии реформ обозначился на почве выдвижения кандидатов в президенты. Их объявилось сразу четверо – Каллас, Паэт, экс-реформист Йыэрюйт и беспартийная Кальюранд. «Та часть реформистов, что постарше, поддерживает Калласа, те, кто помоложе, – Кальюранд», – считает Белобровцев. Насколько далеко зашли разногласия, должны показать в скором времени итоги президентской кампании. Но рейтинги реформистов остаются на стабильно высоком уровне, чего не скажешь об IRL.
Ошарашенные ерундой
«IRL потерял свое лицо, когда Партия реформ приобрела более консервативный облик. Это произошло еще во времена Ансипа», – напомнил Кивиряхк. Белобровцев тут же уточнил: «Во времена „бронзовой ночи”!». Помимо реформистов, давно давших крен в сторону консерватизма, год назад появились и два новичка, весьма успешно играющих на том же поле. EKRE и Свободная партия отбирают у IRL последние голоса. Сказались на рейтингах и неоднозначные экономические решения экс-министра Юхана Партса.
В.Б.: – Рейтинги отражают реальную ситуацию, хотя выпадение IRL за пятипроцентный порог было несколько неожиданным. Я думал, что будет процентов шесть.
Ю.К.: – Это не было неожиданностью. IRL уже давно находится на краю.
В.Б.: – Печально, что при такой тенденции председатель партии заявляет, что рейтинг – это ерунда. Пока были нормальные проценты, рейтинги тоже были нормальными, а теперь вдруг стали ерундой. Это слова не политика, а ошарашенного человека.
Ю.К.: – Подобные спады у IRL уже были – в 1995-м, 2003-м… Но тогда они смогли найти себя заново. Место для консервативной национальной партии есть и сейчас: вопрос лишь в том, какой партией руководит Маргус Цахкна.
В.Б.: – Конечно, они упустили свой шанс. Когда бывшие республиканцы возглавили IRL, этим воспользовалась Свободная партия, которая спокойно прошла в парламент за счет избирателей, раньше голосовавших за IRL.
Разогнались не на шутку
Новички догнали и обогнали две из трех коалиционных партий. EKRE и Свободная партия заполучили столь весомую долю электората, что теперь не совсем понимают, что с этим делать. Рывок возникших из ниоткуда партий Кивиряхк объясняет тем, что оппозиции не приходится нести ответственности за сказанное.
Белобровцев упрекнул в этом и коалицию: «Не сильно-то заметна ответственность и в составе коалиции. Взять хотя бы случай с Партсом, который вбухал десятки миллионов в Estonian Air. Другой пример – покупка ледокола за 50 миллионов, который непонятно сколько стоил на самом деле. Все это, безусловно, сказалось на рейтинге IRL. Кроме того, они очень много говорят о внутренней безопасности: именно говорят. У них все хорошо до тех пор, пока не доходит до конкретных дел».
И хотя новички тоже не свободны от противоречий, а EKRE и вовсе выстраивает свою политику на скандалах, их быстрый старт показал, что в Эстонии есть место для новых партий. Последние опросы говорят о том, что довольно много людей поддерживает индивидуальных кандидатов, а еще больше не имеют политических предпочтений. «Не исключено, что появится новая протестная партия», – считает Кивиряхк. «На местных выборах особых неожиданностей быть не должно, за исключением темной лошадки – людей без предпочтений и тех, кто проголосовал бы за индивидуальных кандидатов. Это серая зона, из которой может выйти все, что угодно», – согласился Белобровцев.
Кто останется в высшей лиге?
«В высшей лиге остаются две партии – центристы и реформисты. На среднем уровне делят позиции соцдемы и консерваторы из разных партий», – отметил Кивиряхк. В политическом межсезонье первым испытанием для партий станут выборы президента. Суть вопроса заключается в том, сумеют ли они выбрать главу государства в ходе парламентского тура.
«Если президентом станет Каллас, значит, он договорился с Сависааром, – говорит Белобровцев. – А если это так, то будучи президентом Каллас может на следующих парламентских выборах предложить Сависаару сформировать правительство. Конечно, сейчас это гадание на кофейной гуще». Кивиряхк считает, что президент не может никому обещать место премьер-министра, это решат выборы: «Конечно, Каллас хочет, чтобы президента выбрали в Рийгикогу, и здесь у него наибольшие шансы получить поддержку центристов по сравнению с другими кандидатами-реформистами».
После президентской кампании может начаться катавасия на пути к местным выборам: всех интересует Таллинн. Судьбу этих выборов, по мнению Кивиряхка, будет решать тот, кто окажется в это время на посту мэра столицы: «Многое будет зависеть от того, насколько сильна Центристская партия. Если продолжится раскол, абсолютной власти в руках одной партии в Таллинне не будет».
На исход муниципальных выборов может повлиять и административная реформа, которую вдруг срочно решили провести. Двадцать лет реформа успешно буксовала, но новый закон позволит правительству объединять мелкие самоуправления в принудительном порядке.
«Если говорить о новых границах волостей, то в этом направлении Партия реформ начала активно действовать. Перекроив карту самоуправлений, она попытается найти такой вариант, при котором ее власть на местах усилится». Но выдавить центристов из власти будет нелегко, поскольку у них довольно сильные позиции в Таллинне и городах Ида-Вирумаа. И все же реформисты попробуют перехватить власть.
Не стоит сбрасывать со счетов и продвигаемый в парламенте Закон «о двух стульях». Оба гостя студии считают, что реформисты решили протащить закон, позволяющий депутатам парламента сидеть еще и в местных органах самоуправления в качестве «человека из столицы», чтобы он своим авторитетом мог давить на местных депутатов. «Это нехорошая идея», – считает Кивиряхк. Между тем законопроект успешно миновал уже второе чтение.