Cообщи

Вечная память

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Кресты на могилах священника и моряка установлены по всем канонами православной церкви.
Кресты на могилах священника и моряка установлены по всем канонами православной церкви. Фото: архив военно-исторического клуба FrontLine

Заброшенные могилы двух выдающихся жителей Тарту обрели креcты. 

В середине мая на тартуских кладбищах – Успенском и Вана-Яани – прошло важное с исторической и общечеловеческой точек зрения событие. Две до недавнего времени практически заброшенные могилы начала прошлого века были восстановлены. Многие годы жители Тарту, проходя мимо поросших мхом камней, даже не подозревали, что в эстонской земле лежат люди, оставившие немаловажный след в истории Эстонии и России. Сегодня память о них вновь жива, а на местах последнего упокоения военного Георгия Павловича Унтербергера и священника протоиерея Павла Петровича Цитовича установлены новые мраморные кресты.

Разные судьбы

История восстановления захоронений этих двух человек длилась достаточно долго. Известный в Тарту предприниматель Станислав Гробер, который в течение многих лет занимается приведением в порядок захоронений Первой и Второй мировых войн, нашел могилу священника еще восемь лет назад. За это время памятная плита настоятеля церкви 95-го Красноярского пехотного полка протоиерея Павла Цитовича была приведена в относительный порядок. Захоронение Георгия Унтербергера обнаружили весной прошлого года. После очистки плиты удалось прочесть фамилию, а дальше раскрылась история жизни двух замечательных людей, родившихся далеко за пределами Эстонии, но обретших покой в этой земле.

Отец Павел родился в 1849 году в семье диакона Могилевской области. В священники рукоположен в возрасте 29 лет, а до этого он окончил духовную семинарию и в течение нескольких лет преподавал латынь ученикам первых четырех классов. В 1889 году по распоряжению главного священника гвардии, согласно прошению, он был определен на службу на священническое место в церковь Гельсингфорского местного военного лазарета. Оттуда 27 августа 1908 года он был направлен на службу настоятелем церкви 95-го Красноярского полка в город Юрьев (Тарту).

Георгий Унтербергер родился в Хабаровске в 1885 году, в семье,  прославившейся и в России, и в Латвии, и в Эстонии. Фридрих Семенович Унтербергер особо знаменит тем, что стал одним из основоположников российской ветеринарии, а переехав в Эстонию, возглавил отделение ветеринарии Тартуского (Дерптского) университета. Павел Унтербергер, в итоге сделавший блестящую военную карьеру и занимавший в числе прочего пост военного губернатора Приморской области, был одним из трех сыновей Фридриха Унтербергера и отцом Георгия.

Сам Георгий стал моряком и погиб в 1915 году неподалеку от Палдиски.

Чудо, которого не ждали

«В течение всех этих лет Станислав ухаживал за могилой отца Павла и обращался в разные инстанции с просьбой о помощи в установке нового надгробия, – рассказал «ДД» руководитель военно-исторического клуба FrontLine Андрей Лазурин. – Естественно, ему никто не ответил. А в прошлом году, когда уже была обнаружена могила Георгия Унтербергера, он обратился за помощью к нам, зная, что мы интересуемся историей 95-го Красноярского пехотного полка».

Благодаря Интернету историческую справку об Унтербергере удалось получить достаточно быстро, нашлась даже фотография молодого моряка. Информация об отце Павле поступила после запроса в Центральный государственный архив Российской Федерации. Лазурин рассказывает: «К сожалению, нам не удалось найти их родственников. Благодаря Анне Рахмановой мы узнали, что сын отца Павла был провизором, держал аптеку в Таллинне и был расстрелян в 1941 году немцами. Других родственников найти не удалось. След семьи Унтербергеров обнаружился в Германии. Письмо туда мы отправили, но ответа пока не получили».

Но отсутствие родственников не означает, что могилы не могут быть приведены в порядок. Лазурин, также много лет занимающийся поиском воинских захоронений и установкой новых памятных плит, обратился за помощью к советнику вице-губернатора Ленинградской области Владимиру Казакову: «Он и предложил мне познакомиться с известным в России меценатом Грачьей Мисаковичем Погосяном. Казаков рассказал, что Грачья Мисакович проводит масштабную благотворительную работу и на собственные деньги установил уже 50 объектов духовного наследия в шести странах мира».

Отправляясь к меценату, Лазурин надеялся, что история двух россиян – военного и священника – может как-то заинтересовать человека с такой репутацией, но никак не рассчитывал, что после предоставления информации и разговора эта история приобретет такой размах.

«К Погосяну я обратился осенью прошлого года. Уже в феврале большие черные мраморные кресты были изготовлены, а их освящение прошло во Владимирском соборе Санкт-Петербурга. Это было похоже на чудо», – не скрывает эмоций и гордости Лазурин.

А весной кресты привезли в Эстонию. Грачья Погосян оплатил их изготовление и доставку до границы.

Панихиду и чин освящения установки крестов на могилах отца Павла и моряка Георгия Унтербергера провел настоятель тартуской церкви великомученика Георгия Победоносца Александр Айм, ему помогал настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в городе Раквере, протоиерей Александр Лебедев. Службу на армянском языке провел специально приехавший в Тарту духовный пастырь ААЦ в странах Балтии, иерей, настоятель церкви Святого Григория Просветителя города Риги Хосров Степанян. Вся работа по восстановлению могил велась под контролем и с благословения митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия. 

Ключевые слова

Наверх