Если печатать страшные картинки на алкоголе, эффект будет тот же – нулевой. Да и сложно представить ряды бутылок с отвратительными картинками. В общем-то, это могло бы иметь определенный эффект – лично мне было бы неприятно туда ходить. Но я и так не хожу.
Валерия Михайлова, руководитель молодежной медиашколы Our Media Generation:
– У нас, что ни день, то борьба с кем-то или с чем-то. И за основу берутся старые добрые методы педагогики: отобрать, запретить, напугать, оштрафовать. Если бы они работали эффективно, мир давно ходил бы строем из класса в столовую. В короткий период баловства сигаретами в студенчестве я покупала либо самые дешевые, либо привычные, были ли на них картинки, привлекшие внимание, – не помню: смотрела на ценник.
Грозные картинки – удар не по потребителям, а по маркетологам и предприятиям, которым в очередной раз придется потратиться на упаковку. Директор по маркетингу и владелец предприятия будут, обнявшись, рыдать в уголке из-за того, что на упаковку с сосисками их заставили разместить освежеванные туши зайчиков или макросъемку раковой опухоли. Почему сосиски? Ну, ВОЗ же объявил их канцерогенным продуктом. Значит, настало время крестового похода на сосиски: догоняем, не опаздываем.
Демонстрация крупным планом язв и струпьев вызывает отвращение не к сигаретам и сосискам, а к людям, которых угораздило заболеть и стать «неправильными». Видели, как в общественном транспорте аккуратно обходят сторонкой инвалида, опуская глаза? В нашем нетерпимом обществе непринятие инакости – и есть та разъедающая общество раковая опухоль, которой надо заниматься. Вот бы все эти усилия, да в этих мирных целях. А про вредные привычки и здоровый образ жизни современные подростки знают лучше взрослых. Повлиять на их выбор могут, скорее, мотивирующие, чем демотивирующие методы.