Дайте ему последний шанс!

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Судья Флоранс (Катрин Денев) должна решить, отправлять ли Малони в тюрьму.
Судья Флоранс (Катрин Денев) должна решить, отправлять ли Малони в тюрьму. Фото: wikimedia.com

Наши характеры и все наши беды закладываются в раннем детстве.

 По крайней мере, так считают две французские дамы: режиссер Эмманюэль Берко и кинодраматург Марсия Романо, помогавшая ей в работе над сценарием фильма «La tête haute» (буквально «Выше голову!», в русском переводе «Молодая кровь»). В герое картины, 16-летнем Малони, молодая кровь бесконечно бунтует: безбашенный и истеричный парень угоняет машины, закатывает истерики, впадает в ступор, внезапно переходящий во взрыв эмоций, грубо толкает беременную месяце примерно на седьмом учительницу школы для «трудных» подростков. Характер на грани патологии...

О трудновоспитуемых снято множество картин. Как правило, в первых кадрах юные герои невыносимы, поначалу с ними цацкаются, прощают в надежде, что с возрастом несносное создание остепенится, и в перспективе герою маячит тюрьма. Но суровый с виду, понимающий, что лаской тут дела не исправишь, наставник берется за перевоспитание – не пренебрегая даже физической силой, если надо остановить зарвавшегося пацана. И тот прозревает, а в финале совершает какой-нибудь сногсшибательный подвиг – и все понимают: герой стал на правильный путь, не собьешь!

Такие картины обычно стоят на крепком фундаменте социальной драмы. Винов-ником безобразного поведения героя обычно предстает общество: имущественное неравенство, неблагополучная (на грани нищеты и чаще всего неполная) семья, отверженность и, как следствие, дурная компания. На этом строился очень удачный эстонский фильм «Я был здесь» – падение героя обусловливалось всеми этими факторами плюс тем бардаком, который царил у нас в 90-е годы.

Сын своей матери

Берко и Романо попытались сойти с проторенной дороги и протоптать собственную тропинку. Да, неполная семья: мадам Северин Феррандо (великолепная работа Сары Форестье) – распустеха и мать-одиночка: первый муж умер, отец младшего ребенка, Тони, оказался мерзавцем, то есть не выдержал жизни со взбалмошной истеричкой, чье интеллектуальное развитие застыло на уровне 12 лет – и сбежал. Но сказать, что семья бедствует, нельзя: во Франции, как и в любой другой нормальной стране, где правительство заботится о народе, а не только о своих благах, нужно очень постараться, чтобы скатиться за черту бедности.

Беда – в самой женщине, дети ей вроде как и не нужны, она все время на грани лишения родительских прав. Мы впервые встречаемся с Северин и ее еще маленькими детьми в кабинете судьи по ювенальным делам Флоранс (ее играет Катрин Денев, как всегда – безукоризненно). Мать крикливо и слезно жалуется на несложившуюся жизнь и ужасное поведение шестилетнего Малони. А тот сидит тихо и в глазах его – недетская боль и недетское же понимание того, что матери он только обуза, что его только что объявили волчонком (загнанным!) и отправят, пусть на время, в приют.

Затем – временной разрыв в десять лет, и мы снова встречаемся с сыном и матерью: Малони гоняет по улицам и бездорожью на угнанной машине, а мать воет от восторга...

Исполнители роли Малони – шестилетний Энзо Труийе и 17-летний Род Парадо схожи безнадежным взглядом: из загнанного ребенка вырос озлобленный на весь мир подросток. Озлобленность эту он унаследовал от матери: та считает виноватым в своих несчастьях весь мир, кроме себя. Малони умнее, чутче, он понимает, что дело в его исковерканном характере, что склонность к агрессии он впитал с молоком матери, но ничего с собой сделать не может.

Несходство «Молодой крови» с большинством фильмов про трудных тинейджеров – как раз в том, что не общество исторгло героя из себя, а он сам противопоставил себя обществу. Социального здесь мало, авторы говорят о приобретенной в раннем детстве нервности, гиперактивности, гормональном взрыве...

Борьба против и за тебя

Нам с самого начала дают понять, что Малони небезнаде-жен: он любит младшего брата и заботится о нем больше, чем мать. Совсем неопытный актер Род Парадо очень убедительно нащупывает и воплощает неумение героя справиться с неконтролируемой подростковой агрессией, его попытки как-то разобраться с собственной жизнью, его страхи, скрываемые за бравадой. Он играет не хулигана, а парня, с детства лишенного ориентиров (материнской и отцовской любви), но отчаянно в них нуждающегося. Хорошие задатки в нем есть, однако они задавлены, загнаны глубоко внутрь, и вытащить их на поверхность трудно.

Сделать это пытаются два человека: судья Флоранс и воспитатель Янн Ле Виган (Бенуа Мажимель). Между ними двумя разделена функция сурового, но справедливого наставника. Оба пытаются дать Малони шанс вернуться к нормальной жизни, бьются над его невыносимым характером – каждый по-своему.

Мажимелю не повезло. Его роль совершенно не прописана; мы узнаем лишь то, что Янн сам когда-то побывал в колонии для трудновоспитуемых – и все. Актеру приходится выезжать на своей харизме, а этого мало. Зато мы немало узнаем о французской ювенальной юстиции. Авторы картины, судя по всему, если не в восторге от нее, то, по крайней мере, считают ее сильнодействующим средством от молодежной преступности.

Думаю, раскинувшаяся посреди зелени колония усиленного наблюдения и даже не слишком страшная тюрьма, в которой на время оказывается герой, вполне реальны, и авторы фильма не погрешили здесь против жизненной правды. Правдивы они и в показе обитателей колонии: здесь преобладают мусульманские подростки – выходцы из семей, живущих преимущественно на социальное пособие, не бедствующие, но ощущающие себя инородным телом, а оттого агрессивные и опасные для общества. Малони среди них уже не чувствует себя крутым парнем.

Однако – о неисправимая политкорректность! – межнациональные и межрасовые противоречия в фильме сильно смягчены и присыпаны сахарной пудрой. Да, арабский парень между делом роняет реплику о том, что чистокровных французов наказывают не так строго, как потомков иммигрантов, но особой вражды не видно – и Малони находит с товарищами по несчастью общий язык.

В гимн ювенальной юстиции не очень верится не поэтому, а потому, что (вопреки авторскому замыслу?) получается, что герой был поднадзорным, переходил с одной ступени наблюдения за ним на другую с раннего детства.

Чтобы оправдать это, Эмманюэль Берко выстраивает не линейную историю взросления (тут неважно, в какую сторону направлен вектор – к тюряге или к вершинам добродетели), а положенную на бок спираль: Малони нашкодил – слегка раскаялся, что-то понял... и опять нашкодил. Ему вновь дают шанс, он вновь ухитряется им не воспользоваться... Герой и сюжет топчутся на месте. Так продолжалось бы до бесконечности, если бы не...

Амур, тужур, бонжур

Вы угадали: любовь. Герой встречается с независимой, коротко стриженной и не признающей юбок девушкой Тэсс (Дайан Русель), пытается обойтись с ней так, как привык обращаться со шлюховатыми подружками (об отношениях мужчины и женщины он знает лишь по опыту матери, а она не может вызвать рыцарское отношение к женщине), однако именно эта встреча становится толчком к переменам.

Правда, не без участия Тэсс он попадает в новую передрягу и разбивает при этом угнанную тачку. Но когда Малони узнает, что Тэсс беременна, в его душе происходит перелом. Мать посылает девушку на аборт. Малони, узнав об этом, сбегает из колонии и в последний момент останавливает уже занесенную руку хирурга.

После этого фильм окончательно сворачивает на беспроигрышный мелодраматический путь. В финале гордый и счастливый Малони с младенцем на руках прощается с судьей Флоранс, которая, надо думать, его спасла. Хотя спасает Малони, если быть честным, любовь и то, что он ощутил ответственность за любимую – и своего ребенка.

Финал чуть напоминает «Долю ангелов» Кена Лоуча – там тоже герой исправляется, когда становится отцом. Лоуч делал картину о нормальных ребятах в не вполне нормальном обществе, Берко – наоборот. Чей путь правдивее, решайте сами.

«Молодая кровь»

(«La tête haute»)

Режиссер Эмманюэль Берко

В ролях: Катрин Денев,

Род Парадо, Бенуа Мажимель, Сара Форестье

Франция, 2015

Премьера в Эстонии: 20 мая

Ключевые слова

Наверх