Чем меньше остается времени до саммита НАТО, который пройдет 8–9 июня в Варшаве, тем громче и острее звучат заявления восточного соседа, явно продиктованные желанием внести сумятицу и поколебать единство Запада в стремлении определить свои позиции.
Четкий сигнал (3)
Но именно единые позиции и верность своим принципам имеют для Эстонии ключевое значение, когда мы говорим об обеспечении безопасности.
Запад ищет, как сбалансировать свои и чужие интересы. На одной чаше весов находится Россия с ее совершенно неприемлемыми действиями в отношении своих соседей, на другой – неизбежная необходимость привлекать Москву к решению конфликтов, имеющих мировое значение.
Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, недавно побывавший в Эстонии с визитом, в интервью агентству BNS прокомментировал эту ситуацию: «Мы нуждаемся в помощи России в решении крупных международных проблем, например, в Сирии и Ливии, где предпринимаются попытки стабилизировать ситуацию».
Глава МИД Германии продолжил: «Но при этом мы не можем игнорировать противоречащую международному праву аннексию Крыма и дестабилизацию Восточной Украины».
В отношении России по-прежнему действуют международные санкции, и данное послание, наконец, дошло до Кремля. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что при каждом удобном случае Москва упоминает санкции, выставляя их, в зависимости от аудитории, как несправедливые, смехотворные или не имеющие значения.
Но, например, в вопросе Восточной Украины никакого прорыва еще не произошло. Во время состоявшейся в середине мая встречи «нормандской четверки» хоть и была достигнута договоренность по некоторым вопросам, политического решения в широком плане пока нет. Поэтому не может быть и речи о срочной отмене санкций.
Мы ждем четких сигналов и из Варшавы. Речь идет об усилении военного присутствия в Восточной Европе, о размещении в странах Балтии и Польше на ротационной основе четырех батальонов. Россия пытается продемонстрировать, что таким образом только разжигается конфликт в регионе, поскольку Москва будет вынуждена принять ответные меры (например, подвести свои войска к границе). В то же время местные обозреватели едины в том, что присутствие союзников повысит безопасность.
Аналитики сходятся во мнении: размещаемые батальоны не представляют серьезную военную силу. Но, в то же время, они будут выполнять функцию сдерживания, демонстрируя единство Запада.
Россия не заинтересована в масштабном военном столкновении с НАТО, но нельзя исключать, что она может предпринять попытку, которая повысит вероятность такого столкновения. Если мы не будем заниматься сдерживанием, то вероятность такой попытки возрастает. Уверенность в себе и сотрудничество с союзниками (участие в совместных учениях и т.д.) – вот что самое главное для нашей безопасности, и их присутствие на нашей территории можно только приветствовать.