Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

«Голограмма для короля»: близкое счастье в далекой пустыне

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Араб Юсеф (Александр Блэк) рассказывает американцу Клэю (Том Хэнкс) об особенностях местной жизни.
Араб Юсеф (Александр Блэк) рассказывает американцу Клэю (Том Хэнкс) об особенностях местной жизни. Фото: wikimedia.com

Очень недалекое прошлое, 2010 год. Стареющий американский менеджер высшего звена Алан Клэй (Том Хэнкс) прибывает в Саудовскую Аравию, чтобы убедить лично короля Абдаллу приобрести новейшую систему коммуникации.

 Если коротко, он должен продать Хранителю двух святынь – таков официальный титул монарха, опекающего в том числе священные для любого мусульманина города Мекку и Медину, – телефон, который позволяет во время разговора видеть голограммы собеседников.

Он по-своему несчастный был дурак

Выбор пал на Клэя только потому, что у него «есть связи» с королевской семьей. «Связи» выражаются в том, что однажды на каком-то официальном приеме Клэй встретился в туалете с племянником короля Абдаллы и рассказал ему глупый анекдот (Клэй обожает рассказывать глупые анекдоты). Принц изволил засмеяться.

В королевстве Саудитов все идет не так. Клэя и его команду привозят в полупостроенный Королевский метрополис экономики и торговли – в будущем роскошный техноцентр, ныне – пара-тройка зданий посреди унылой пустыни. Размещают их в черном шатре, где нет даже нормального Интернета, без чего демонстрация голограммофона невозможна. Человек, который мог бы решить проблемы Клэя, постоянно отсутствует. Король Абдалла отсутствует тоже – он то в Йемене, то еще где-то и всё никак не доедет до презентации. В первый же день Клэй опаздывает на автобус, который возит американцев из гостиницы в Королевский метрополис, и вынужден взять такси; таксист сообщает ему, что автомобиль в любой момент может взлететь на воздух; следуют подробности бытово-любовной истории, чреватой крупными неприятностями. На какой бы стул Клэй ни сел, тот моментально разлетается в щепы.

Ко всему прочему главный герой страдает, потому что разводится с женой, не может оплатить колледж для дочери, отчего та вынуждена работать в забегаловке, и никак не освободится от груза вины: именно он в свое время принял решение закрыть американский завод, производивший велосипеды, и перенести производство в Китай – решение, от которого не выиграл никто, кроме китайцев. И, словно этого мало, на спине Клэя возникает странное образование: то ли опухоль, то ли что. Кажется, жизнь загнала человека в полный тупик...

Рвусь из жил и из всех сухожилий

В эпоху, когда всякий коммерческий фильм старается презентовать зрителю четкий мессидж в яркой обертке (считается ведь, что зритель любит мессиджи почетче и, наоборот, ненавидит неопределенность), «Голограмма для короля», снятая по роману Дэйва Эггерса, смотрится каким-то особенно гадким утенком. Само собой, сказывается европейскость режиссера: Том Тиквер – немец, его «Беги, Лола, беги», «Парфюмер» и прочие ленты всегда были не слишком коммерческими – и тем выделялись на фоне крупноголливудского кино. В случае с «Голограммой», однако, налицо когнитивный диссонанс: голливудская звезда Том Хэнкс с одной стороны, европейские кинотрадиции с другой.

О чем фильм – о хроническом неудачнике? Хэнксу, конечно, не привыкать играть странных персонажей – вспомним Форреста Гампа, – но очередная такая роль смотрится скучновато. О столкновении такого неудачника с чуждой цивилизацией? В том числе, безусловно, и об этом. Саудовская Аравия – страна абсолютного ислама, где официально запрещена любая выпивка, даже пиво, но можно достать неплохое бухло, если знаешь, кому звонить; где иностранные посольства устраивают разгульные вечеринки с водкой, кокаином и плаванием голышом в бассейне; где мужчины обладают почти полной властью над женщинами, однако те постепенно отвоевывают позиции, вот как врач Захра (Сарита Чоудхури); где немусульманина бросят в тюрьму, если он, необрезанный, осмелится ступить на святые камни Мекки и Медины – и, конечно, судьба заносит героя и туда тоже... Добро пожаловать в общество бесконечных контрастов и непонятной морали! И – есть ли лучшее лекарство от депрессии, чем ситуация, в которой тебя обложили со всех сторон?

В одном из эпизодов фильма Алан Клэй сидит с ружьем в засаде – он вместе с арабским кланом охотится на волка, который повадился задирать овец. В какой-то момент все арабы становятся на колени лицом к Мекке, которая оказывается в другой стороне от овечьего загона, и начинают молиться. Клэй продолжает нести вахту и вдруг видит силуэт хищника. Нацеливает ружье... и опускает его. То ли потому, что когда рядом молятся, стрелять не с руки, пусть даже это и не твоя религия. То ли потому, что волк не виноват, что он волк, как Клэй не виноват, что он Клэй, и всем нам живется трудно, но у каждого есть право на счастье. То ли еще почему. «Голограмма для короля» – фильм без морали; фильм о том, как все-таки быть счастливым.

«Голограмма для короля» (A Hologram for the King)

Реж. Том Тиквер

В ролях: Том Хэнкс, Александр Блэк, Сарита Чоудхури, Сидсе Бабетт Кнудсен

2016 г., 97 мин.

Премьера в Эстонии: 3 июня

2016 г.

Комментарии
Наверх