По словам министра внутренних дел Ханно Певкура (Партия реформ), на восточной границе Эстонии, на обустройство которой в ближайшие годы потратят 71 миллион евро, появится, как и в соседних странах, пограничная зона, в которой будут действовать определенные ограничения.
По примеру соседей у Эстонии будет пограничная зона
Еще не решен вопрос о том, какой ширины будет погранзона, но ясно одно – после принятия соответствующих поправок к закону пограничники будут располагать большей информацией о том, что происходит вблизи эстонской границы.
Насколько известно Postimees, обустройство границы продвигается с трудом и до выкупа земли дело еще не дошло.
Конечно, мы бы хотели, чтобы все вопросы, связанные с землей, были бы уже решены. Но с двумя-тремя собственниками земли еще придется провести переговоры. На днях мною был подписан документ, согласно которому увеличивается компенсация, выплачиваемая собственникам земли: сумма, которая будет выплачена каждому из 87 землевладельцев, вырастет на 1000 евро. Думаю, это поможет нам решить все вопросы.
У вас не было ощущения, что со стороны собственников земли было своего рода прощупывание почвы с целью узнать, сколько денег удастся получить от государства?
Не могу сказать, что кто-то специально отказывался продавать землю. Скорее всего, цена, предложенная экспертами, не всех устраивала, ведь за некоторые участки земли предложили более чем скромные деньги. Если бы мне за земельный участок предложили 57 евро, я бы тоже расстроился. Эксперты, определяя стоимость земельного участка, исходили из его размера, назначения, учитывали, можно ли с ним что-то сделать.
Больше всего денег налогоплательщиков потратят на информационную систему KILP. Что мы получим за потраченные миллионы?
Современное решение означает, что на протяжении
135 километров сухопутной границы будет установлена электронная охранная система, поэтому расходы очень велики. Из соображений безопасности большую часть охранной системы придется продублировать. После того как подготовят интернет- и электроподключение, на границу и в погранзону будет доставлена техника.
Какую часть из предстоящих работ смогут наблюдать россияне?
Всего они не увидят, но поскольку речь идет о границе между двумя странами, мы поставим россиян в известность, когда и на каком участке будут проводиться работы на границе. Но этим информация ограничится. Уже озвученная информация о том, как будет выглядеть наша граница, начиная с контрольных полос до забора, не является секретной. По ту сторону границы знают, что в будущем любое пересечение границы будет фиксироваться т.н. видеоглазом или сенсорами.
После истории с Эстоном Кохвером и госизменниками нам стало известно, что российские пограничники связаны с перевозкой контрабанды. Теперь это прекратится?
Мы четко дали понять соседям, что наведем на границе порядок, несмотря на отсутствие договора о границе. После вступления пограничного договора в силу мало что изменится. Уже сейчас мы видим, что по сравнению с прошлым годом стало намного меньше случаев незаконного пересечения границы. В прошлом году за первые два месяца было отмечено 20 случаев незаконного пересечения границы, за тот же период этого года – два случая (по состоянию на конец мая соответственно 28 и 21 случай – прим. О. К.). Так что по ту сторону границы приняли к сведению, что работа по ее обустройству началась.
Как складывается сотрудничество с российскими пограничниками?
В целом сотрудничество складывается нормально, но бывают случаи, когда мы обнаруживаем незаконное пересечение границы, а с другой стороны нам говорят, что не видят никаких следов. Или приводят нелепое объяснение, мол, это наши следы, мы только что прошли. Приходится с пониманием относиться к этому. Если наших пограничников хвалят за то, что они обнаруживают незаконное пересечение границы, то для российских пограничников это может обернуться наказанием.
Как эстонское государство относится к тому, что над границей летают чужие беспилотники? Есть приказ действовать против них?
Пограничники имеют право сбить беспилотник, если он находится в пограничной зоне. Но нужно учитывать, чтобы это было сделано в воздушном пространстве Эстонии, просчитать, как изменится траектория полета. Это непростая задача.
Инцидентов, в ходе которых мы использовали бы оружие против беспилотников, до сих пор не было. Видели мы беспилотники? Да. Смогли установить, кому они принадлежат? Нет. В мире уже существуют электронные пушки, с помощью которых можно помешать управлению беспилотником. Думаю, нам тоже нужно задуматься о том, как использовать новейшие технологии.
Наверное, надо самим использовать беспилотники?
Мы обязательно начнем использовать беспилотники, вопрос только в том, какого типа. На первых порах спецподразделения станут использовать беспилотники роторного типа, которые могут зависать на одном месте. Такой аппарат с инфракрасной камерой стоит от 30 000 до 40 000 евро.
Я не исключаю, что если нам позволят средства налогоплательщиков, то в будущем для охраны нашей границы мы будем использовать высоко летающие беспилотники, которые человеческим глазом не увидишь. Они могли бы постоянно летать над 150-километровой границей.
Обустройство границы повлечет за собой изменения для живущих вблизи ее людей?
Сейчас идет обсуждение поправок к Закону о государственной границе. Когда граница будет обустроена, в Эстонии тоже появится пограничная зона. У латышей ее ширина два километра, у финнов – до трех километров. Предстоит решить, должна ли погранзона граничить с дорогой или границей местного самоуправления.
Будут действовать два режима: в пограничной полосе шириной десять метров люди не имеют права находиться. В погранзоне люди могут жить и заниматься своими делами, но в ней действуют определенные ограничения. Если нам нужно будет отреагировать на какое-то событие на границе, то мы можем, например, проехать по частной дороге. Если человек увидит вблизи границы группу подростков, он всегда может поинтересоваться у пограничников, что им известно о них.
Какой будет граница?
На погранпунктах мы увидим примерно такую же картину, как сейчас. Если кто-то попытается провести нелегалов в багажнике автомобиля, то возможно, что это ему удастся. Не претерпит особых изменений и водная граница: даже если мы установим на реке Нарова погранзнаки, рыбаки все равно будут пересекать ее. Но что касается сухопутной границы, то я уверен, что ни один факт ее пересечения не останется незамеченным.