Небольшие волости должны объединиться до конца года

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Если решение о слиянии будет принято  волостями добровольно, правительство выплатит дотацию на объединение.
Если решение о слиянии будет принято волостями добровольно, правительство выплатит дотацию на объединение. Фото: Станислав Мошков

За 20 лет ни одного события», – эти слова актер Отт Сепп произнес в последний день 2012 года, говоря об идущем по ЭТВ телесериале «Õnne 13».

Будь Отт Сепп политическим комментатором, то же самое он мог бы сказать об административной реформе, но во вторник Рийгикогу 56 голосами «за» принял Закон об административной реформе.

Закон четко предусматривает: на территории местного самоуправления должно проживать не менее 5000 человек, и если к концу года в результате слияния волостей этот критерий не будет выполнен, правительство само объединит их.

Как сказал министр государственного управления Арто Аас (Партия реформ), самой важной статьей закона является статья об объединении самоуправлений в принудительном порядке. 213 самоуправлениям Эстонии предстоит провести около 180 переговоров. Закон подстегивает самоуправления не только «кнутом», но и манит «пряником» – если решение о слиянии будет принято добровольно, правительство выплатит дотацию на объединение. Завершится реформа местными выборами в 2017 году.

Поскольку в Эстонии есть малонаселенные места и регионы имеют свои особенности, не везде можно создать самоуправления с 5000 жителей. Поэтому в порядке исключения численность населения на территории самоуправления может составлять 3500 человек, и таких исключений три.

Первое касается Сетуского края на южной границе Эстонии, где волости имеют давние исторические, географические, а также культурные связи. После объединения критерий в 5000 человек не будет выполнен.

Второе исключение касается расположенных относительно далеко от материка островов Кихну, Рухну, Вормси и Муху.

Третье исключение коснется самоуправлений, площадь которых после слияния составит более 900 квадратных километров, но численность населения не дотянет до установленного критерия.

Необходимо внести поправки в 18 законов

Как сказала председатель центристской фракции Кадри Симсон (она была в числе тех 38 депутатов парламента, которые голосовали против принятия закона), радоваться пока нет причин, тем более, что необходимо внести поправки в 18 законов, чтобы узаконить административную реформу.

«В начале года министр государственного управления Арто Аас обещал, что ко второму кварталу все поправки будут подготовлены, но сейчас уже июнь, а их все нет», – сказала Симсон.

Арто Аас согласился с критикой Симсон. «У нас в работе еще несколько законопроектов, связанных с самоуправлениями. Предстоит решить вопросы, касающиеся сотрудничества самоуправлений, распределения функций, порядка финансирования. Но они не столь сложные и наболевшие, каким был законопроект об объединении, который не смогли принять раньше», – сказал министр, пообещав, что летом законопроекты будут представлены правительству.

Те, кто не страдает короткой политической памятью, наверняка помнят, что Арто Аас далеко не единственный, кто пытается вдохнуть жизнь в административную реформу, до него аналогичные попытки предпринимал член фракции Союз Отечества и Res Publica Сийм Кийслер, занимавший пост регионального министра.

По мнению Кийслера, хотя закон необходим, возможно, что в некоторых случаях объединение волостей не приведет ни к чему хорошему. Например, когда небольшие волости на окраине уезда объединятся подковой вокруг более крупного самоуправления.

«Такое самоуправление не сможет выполнять возложенные на него функции, т.к. люди все равно будут ездить в центр на работу или проводить досуг, – считает Кийслер. – Правда, даже в таком случае вырастет бюджет новой волости, увеличится количество чиновников, которые смогут заниматься отдельными вопросами».

Кто оплатит уроки музыки?

Что касается критерия в 5000 человек, которые должны проживать на территории самоуправления, то, как сказал Арто Аас, он установлен для того, чтобы укрепить самоуправления, повысить конкурентоспособность сельских регионов, предложить людям лучшие услуги.

«Одна из самых больших задач – повысить качество управления на уровне самоуправлений», – сказал Аас. Что это означает?

Сийм Кийслер постарался объяснить это, так сказать, на пальцах. «Представьте три волости, в каждой из которых есть волостной секретарь. После объединения останется один волостной секретарь, остальные двое, являющиеся, как правило, компетентными юристами, смогут заняться, например, вопросами охраны детства, консультированием предпринимателей», – сказал он. Словом, заниматься конкретными делами, вместо того чтобы дублировать друг друга.

Привел Кийслер и пример другого рода. «Предположим, что в одном самоуправлении имеется музыкальная школа, а родители, живущие в другом самоуправлении, хотят отдать своего ребенка заниматься музыкой. Школа готова принять ученика, но родителей предупреждают, что им придется платить за уроки большую сумму, чем родителям, живущим в «своей» волости. И если родители обратятся в свою небольшую волость, то у нее, скорее всего, не найдется денег для оплаты уроков музыки. Это классический пример того, как жители небольших и бедных волостей оказываются в невыгодном положении по сравнению с жителями более богатых волостей», – сказал он.

Приведенные Кийслером примеры отражают изменения, произошедшие за последние 20 лет. Люди не сидят на одном месте, они стали мобильнее, работают или учатся в уездных центрах. Границы волостей не успевают за изменениями, которые вносит жизнь.

«В повседневной жизни люди давно уже провели административную реформу, а публичный сектор отстает», – сказал Кийслер.

Неудачные попытки проеобразования

Свой первый законопроект административной реформы, в основе которого было уездное деление, Сийм Кийслер, занимавший пост регионального министра в 2008-2014 годах, представил в 2009 году. «Предполагалось, что в небольших уездах, например в Пылвамаа, могло быть одно самоуправление, в более крупных уездах, скажем, в Харьюмаа, Ида-Вирумаа и Тартумаа могло быть несколько самоуправлений», – пояснил он.

Вторая попытка осуществить административную реформу была предпринята в 2013 году. «Этот проект был более мягким, предполагал, что волости должны объединиться вокруг своего рода центров притяжения. Из-за противостоянии Ансипа Партия реформ зарубила и этот законопроект. Но поскольку заключенный в 2015 году коалиционный договор предусматривает, что ответственность за административную реформу несет лично премьер-министр, должность министра, отвечающего за реформу, отошла Партии реформ. И вскоре Таави Рыйвас заявил, что Партия реформ изменила свою точку зрения», – сказал Кийслер.

Комментарий

Хейки Кукк

председатель волостного совета Рухну

Что изменится с принятием закона? Волость Рухну, конечно, останется (закон, делая для небольших островов исключение, позволяет им действовать как самостоятельные волости – прим. ред.). Что даст нам объединение с другими волостями?  Какие услуги станут более доступными? Ни одна услуга не станет доступнее. Мы как были, так и останемся глубокой провинцией.

У нас зарегистрировано около 150 жителей. Конечно, контраст по сравнению с крупными самоуправлениями, которые появятся, значительный. Но,

может быть, этот контраст только для вас. Мы жи-вем обычной жизнью.

До тех пор, пока мы можем оставаться отдельной волостью, мы ею останемся. Каким было бы наше представительство в большой волости, ведь у нас так мало жителей? Скорее всего, в этом случае мы бы уже не решали свои дела.

Что касается объединения волостей на материке, то, с одной стороны, я понимаю, что административная реформа необходима. Но я не согласен с тем, чтобы она проводилась таким образом, в порядке кампании. Я имею в виду критерий относительно количества жителей и прочее. Если государство хочет проводить политику в отношении регионов, то оно должно заниматься этим всерьез, чтобы люди, живущие в отдаленных уголках, тоже имели доступ к услугам. В результате нынешней реформы услуги сосредоточатся в волостных центрах. Это только вопрос времени: поначалу всегда уверяют, что с услугами ничего не случится, но я в это не верю. Как показывает жизнь, заверения остаются только на бумаге.

Федор Коротков

председатель Пийриссаареского волостного совета

Я лучше буду говорить по-русски.

Люди хотят, чтобы Пийриссаар объединили с городом Тарту, и я не понимаю, почему это невозможно. Закон только что приняли, и я еще не в курсе, поэтому пока не могу ничего сказать по этому поводу. Объединяться нужно с сильным самоуправлением, таким как Тарту. Все другие варианты не приведут ни к чему хорошему.

То, что Пийриссареская волость исчезнет, это факт, здесь ни у кого нет никакой работы. В юридическом смысле здесь нет настоящего волостного секретаря, члены волостной управы находятся в Тарту и приезжают сюда один или, в лучшем случае, два раза в неделю. Они не знают наших проблем и не могут их решить. Большинство местных работает в Таллинне или Тарту, на Пийриссааре мало людей.

Значит, с кем-то надо объединяться, и это должно быть сильное самоуправление. 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх