Светлана Пчельникова: Я вижу перспективу

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Светлана Пчельникова в Доме авторской куклы в проходе Катарины в Старом Таллинне.
Светлана Пчельникова в Доме авторской куклы в проходе Катарины в Старом Таллинне. Фото: Елена Поверина

Российская бизнес-леди Светлана Пчельникова, семь лет назад получившая вид на жительство в Эстонии, подошла к новому дому и делу с размахом: «Мы бежим вперед, как в песне про лабутены: „Ага! Бегу уже... Волосы назад“. Видим перспективу и верим в страну». 

В Эстонии сейчас самое время активно заниматься бизнесом, уверяет создательница Эстонского Дома авторской куклы в Таллинне, автор благотворительных проектов и международных выставок, меценат Царского Села, а с недавнего времени – еще и одна из собственниц пивоварни на Хийумаа.

Инвестиции в любовь

«Я люблю работать по 26 часов в сутки. Очень люблю детей, кукол и друзей. И люблю Эстонию – сильно», – говорит о себе Пчельникова. Самой первой инвестицией москвички на эстонской земле было приобретение старинного здания  в переулке Катарийна – в самом сердце Таллинна. В четырехэтажном доме россиянка поселила кукол ручной работы. Инвестиция в хобби стала только началом. Воспитанная на семейном деле в России, где приходилось заниматься всем – от охранного бизнеса, торговли на бирже и рынке недвижимости до выращивания гречихи, подсолнечника и зерновых, – Светлана решила развиваться в разных направлениях и в Эстонии. В лихой 2008-й, когда бизнес застыл на месте, россиянка покупала старые квартиры, приводила их в порядок и выставляла на продажу.

Поиски новых ниш на рынке привели Пчельникову на Хийумаа, и она решила обзавестись там собственной пивоварней: «Я все никак не могла попробовать знаменитого хийумааского пива. Мои добрые приятели, два брата Тарви и Арви Пинк – коренные островитяне и большие любители пива – однажды задумались: есть отличное место (бывший Дом быта в центре Кярдлаприм.ред.) и чистейшая артезианская вода. Так мы и объединили усилия: мое умение интуитивно инвестировать, их историю и собственность – здание будущей пивоварни было куплено много лет назад Тарви Пинком».

Поначалу пришлось вкладывать в бизнес только свои средства, банковскую ссуду эстонско-российскому деловому тандему никто не давал. Месяц назад Тарви удалось взять большой кредит под пивной ресторан, который расположился на втором этаже над новой пивоварней. «Эстонские банкиры, наконец, заметили нашу уверенность в себе и поверили, – улыбнулась Светлана, добавив: – А еще помогла лестница желаний». В  старинном кукольном доме на Катарийна кяйк есть лестница, на которой происходят чудеса: «Мы несколько лет безуспешно просили в банках кредит. Сначала нам говорили: постройте – потом деньги дадим, затем говорили, что получим деньги, если купим оборудование, потом советовали сварить первое пиво... И так отвечали все банки. Месяц назад Тарви постоял на лестнице, через три дня ему дали кредит. Теперь у нас есть все необходимое для дальнейшего развития бизнеса».

Не боятся ли они прогореть? За Светлану бойко отвечает ее эстонский партнер: «У нас никогда не было сомнений. В России сейчас гораздо труднее заработать: там нужно быть в постоянном поиске, все время выдумывать что-то новое. Слишком велика конкуренция». На Хийумаа партнеры обнаружили нераспаханное поле для деятельности: от организации питания для туристов до будущего спа-центра. «Наш следующий план – построить на острове пивной курорт, где можно будет омолаживаться в теплых пивных ваннах», – поделилась новостью Светлана. Опыт Чехии доказал, что спа-процедуры и ванны из пива очень востребованы: «В Праге около десяти пивных курортов – и никуда не пробиться, везде большие очереди. На Хийумаа же нет пока ни одного спа, – сетует Тарви и добавляет: – Зато много романтики – птицы, палатки…»

Пивные рекорды

Предприятие Hiiumaa Pruulikoda получило разрешение на продажу живого пива в рекордно короткие сроки. Весь процесс занял год, а после решающей проверки прошла всего неделя. Собственники пивоварни, создавая акцизный склад, сразу же продумывали экспортный план. «Фонд EAS предложил нам подумать насчет рынка в Стокгольме. В свое время на Хийумаа жило много шведов, и уже тогда они распробовали местное пиво», – поведал островитянин.

Едва успев открыть новый пивзавод, предприниматели готовят к сдаче пивной ресторан: открытие планируется буквально через неделю. Одновременно российско-эстонский деловой тандем вынашивает идею безотходного производства: пивное сусло пустить на откорм протеиновых червяков, которые в Китае ценятся наравне с говядиной. «Может, и мы со временем их распробуем и захотим быть сильными викингами», – иронизирует Пчельникова.

Остатки сусла тоже не должны пропадать:  есть идея превращать его на конечном этапе в удобрение, весьма востребованное в Арабских Эмиратах, отвоевывающих территории у моря. «Неподалеку от Пярну работает фермер, который эскпериментирует с удобрениями уже семь лет. Он протестировал наше сусло и подтвердил, что идея хорошая», - отметила Светлана. И, конечно же, в планах выращивать хмель для живого пива только на Хийумаа. Огорчают бизнесменов лишь проблемы в сообщении с материком. «К сожалению, отменили большие красивые паромы на остров. Сезон безнадежно испорчен. Оставшиеся на линии старые маленькие суда не справляются с потоком. Ясно и то, что новые паромы сильно задержатся с прибытием», – сетует Пинк.

Производство первых из 300 тысяч литров пива в год было запущено с января, как только на остров прибыл знаменитый пивовар из Словакии. Над старинными хийумааскими рецептами колдовал признанный мастер пивного дела Ян Кома. Из восьми сортов пива особенно удалось медовое: оно вышло крепче обычного – 6,4 градуса, поскольку в бочку залили воды на 100 литров меньше нормы. «Получилась удивительно вкусная ошибка!» – улыбнулся Пинк. «Это настоящее живое пиво, в котором есть вся таблица Менделеева, много витаминов», – добавила Пчельникова. Следующая задумка пивоваров – перейти к травяным настойкам. Пчельникова мечтает заняться эликсирами долголетия, обратившись к рецептам алхимика Альберта Великого, с именем которого связана судьба ее кукольного дома, расположенного у стен Доминиканского монастыря в старом Таллинне.

Мистика нас связала

В 1255 году величайший алхимик всех времен и народов, канонизированный католической церковью, останавливался в этом доме. Он гостил у приора Доминиканского монастыря. Пчельникову с детства увлекали идеи алхимика, который, согласно преданиям, полвека изобретал андроид, ввел термин «искусственный интеллект», добывал философский камень и эликсир жизни. Удивлению владелицы кукольного дома не было предела, когда она обнаружила упоминания о пребывании в доме своего кумира.

Светлана убеждена, что дом в переулке Катарийна – абсолютно мистический, он сам выбрал ее и приманил. Бывшие хозяева Ольга и Андрес Оттенсон, преподаватель русского языка и научный секретарь Национальной библиотеки, выйдя на пенсию, решили переселиться на Канары. Все претенденты на покупку архитектурного памятника видели на его месте бордель или ночной клуб. Почти лишившись надежды передать дом в заботливые руки, буквально за день до отлета супруги встретили на пороге кукольницу из Москвы. Судьба сделки решилась мгновенно.

Кукольное искусство нашло здесь тихую гавань. Этот дом видел не только самых прекрасных, но и ужасных кукол. «Эстонское кукольное искусство тем и выделяется, что мы не боимся делать такие проекты, – рассказала создательница Эстонского дома авторских кукол. – Красивые, милые, добрые сюси-пуси доминируют на рынке всего кукольного мира, а наши девочки-художницы решились на особый проект и пригласили других художников. К сожалению, нас не все приняли».

Светлана считает шокирующих кукол высшим пилотажем в искусстве. Кроме того, альтернативные персонажи – утопленницы, зомби, пауки – учат преодолевать страхи. «В моей жизни была страшнейшая автомобильная авария, после которой меня собрали буквально по кусочкам. Когда ты обсуждаешь страхи, они тебя отпускают и уходят», – рассказала бизнес-леди. Сейчас шокирующие куклы больше не удивляют таллиннскую публику: они уехали в московский музей, расположенный в особняке Салтыкова-Черткова, где в эстонский проект попытаются вдохнуть новую жизнь.

Остановиться уже невозможно

В 2016 году в центре Амстердама впервые прошла международная выставка «Art&Doll inter EXPO», организованная Светланой Пчельниковой. Эстонский проект обернулся бурной выставочной деятельностью, дело процветает. «Хорошо, что родители помогают», – обронила бизнес-леди. Несколько лет назад она перевезла их в Таллинн, забрав с собой и младшую дочку, первоклассницу Мишель. Старшая дочь, Анастасия, осталась в Москве, 21-летний сын Иван живет на две столицы. Получив вид на жительство в нашей стране, он успел стать в этом году чемпионом Эстонии по боксу в супертяжелом весе. Переезд в Эстонию Пчельникова не склонна называть эмиграцией – ни политической, ни экономической: «Это была любовь с первого взгляда. Приехала и поняла, что Эстония –  моя страна. Перевела сюда свое кукольное дело. С командой единомышленников мне удается его быстро развивать».

Семь лет назад Пчельниковой пришлось выбирать между Лос-Анжелесом и Таллинном: «Я занималась вместе с мужем всем сразу: покупала акции, дома, оформляла документы. У нас с ним все было общим и делить было нечего, но когда он мне предложил переселиться в Америку для развития общего бизнеса, я возразила. США – не моя страна. Первый восторг от богатых магазинов, бутиков и отелей быстро прошел. Зачем мне Америка, в которую лететь 11 часов, если есть Эстония, где почти все понимают язык, на котором я говорю. В 2008 году половина центра Таллинна была заколочена, бушевал кризис. Русский бизнес ушел, а европейский и американский не пришел. Мы всё сделали вовремя и с выгодой. У меня экономическое образование, поэтому я точно знаю, что в кризис надо не останавливаться, а начинать».

Одни сплошные плюсы

Прохладные соседские отношения россиянку не беспокоят: «Политика, СМИ, пропаганда – это всё не мое. Я занимаюсь красотой, которая объединяет. Это народная дипломатия, которая всегда спасает. Не хочу ничего разжигать и противопоставлять друг другу».

«Сейчас я езжу на работу по Пирита теэ и смотрю на залив. Раньше я часами стояла в бесконечной автомобильной пробке и смотрела на дымящие машины, – вспоминает она. – В Таллинне у меня появилось свободное время на собственных кукол, детей и личную жизнь, на посиделки в кафе с подругами и прогулки по берегу моря. Хобби стало делом моей жизни, благотворительным проектом и теперь уже бизнесом. В созданное мною в 2002 году Международное объединение авторской куклы входят уже 600 художников со всего мира».

Светлана убеждена, что здесь заниматься и бизнесом, и хобби намного проще. Меньше интриг, больше воздуха. Не принять Эстонию и не подчиниться ее ритму жизни просто невозможно. Это очень наивно полагать, что все хорошее только в Германии или в Сингапуре: «Если бы еще климат был чуть теплее, здесь было бы в 500 тысяч раз больше людей. Идеальное место. Эстония –  это шаг в Европу и на мировой рынок. Да и от России совсем недалеко». 

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх