Водитель автобуса, у которого все тип-топ

Ольга Лебедева
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Рейн Арусалу.
Рейн Арусалу. Фото: Ольга Лебедева

Несмотря на его врожденную скромность, этот человек имеет собственную маленькую армию поклонников. Наш герой – не лицо с обложки, а простой водитель непростого автобуса, каждый день доказывающий, что любовь к профессии способна вдохновлять и заряжать энергией других.

Рейн Арусалу шесть лет работает водителем автобуса, последние три года – в Lux Express. Совсем недавно, 30 мая, ему исполнилось 56 лет. В качестве подарка «невероятно позитивному и всегда лучезарному водителю» – а именно так сказано в поздравлении – руководство Lux Express опубликовало на своей странице в Facebook некоторые отзывы пассажиров о Рейне.

«Хочу выразить благодарность водителю по имени Рейн. Всегда поражаюсь тому, как он общается с людьми. Положительный, веселый и толковый водитель», – написал один.

«Действительно, прекрасный водитель, – делится своими впечатлениями другая пассажирка. – Это честь – ехать с ним на линии Таллинн-Пярну. Когда я попросила сделать остановку там, где обычно ее не делают, он пошел мне навстречу. Мне не пришлось наматывать лишние километры. Еще помню, что в автобусе было много иностранцев, и он всю дорогу говорил с ними на английском языке. Они ответили ему бурными аплодисментами. Вот такой вот Рейн».

«Невероятно приятный и вежливый человек! Спасибо ему!» – благодарит третий.

Автор этих строк, которая сама часто ездит на автобусах по разным городам и видела не одного водителя, может подтвердить, что все вышесказанное – правда. Рейн действительно отличается от других шоферов, и это невозможно не заметить.

Долгий путь к профессии мечты

Мы встречаемся с Рейном Арусалу на Таллиннском автовокзале. Высокий, подтянутый и одетый с иголочки он встречает нас с улыбкой на лице. До очередного рейса остается не больше получаса: «Автобус я уже заправил, теперь главное – успеть убрать. Тогда все будет тип-топ, и я готов ехать куда угодно».

Интересно, что водителем Рейн мог и не стать. «В 1987 году я окончил Таллиннский политехнический институт, по образованию химик-кибернетик, – рассказывает он. – Три года работал в биохимической лаборатории в поселке Арукюла, где я родился и живу до сих пор. Потом ее закрыли, и мне надо было искать работу. Сделать сразу правильный выбор не всегда удается, иногда бывает, что и промахнешься. Были и у меня ошибки, но сейчас я уверен, что нахожусь на своем месте, занимаюсь самой интересной работой».

Более 15 лет Рейн был владельцем фирмы, которая специализировалась на продаже запчастей для грузовиков и автобусов: «Там у меня было много клиентов среди водителей автобусов. Начальники автобусных фирм тоже ко мне захаживали. Я общался с ними, видел транспортные средства. И однажды понял, что я хочу стать водителем автобуса. Тем более что водить – это единственное, что я умею хорошо делать в этой жизни. И вот уже шесть лет я за рулем».

До Lux Express он работал в другой автобусной фирме на международных линиях, объездил вдоль и поперек всю Скандинавию. Отсюда, видимо, любовь к преодолению больших расстояний и знание языков.

«Три лета я катался по Скандинавии в режиме, когда полторы-две недели находишься в рейсе, потом на два-три дня возвращаешься домой, а затем опять в путь. Людей много, все они разные и понять их бывает очень сложно. Тут-то я и осознал, что не все владеют эстонским языком, – шутит Рейн. – Я владею английским, русским и финским языками. Думаю, какой язык будет следующим – немецкий, французский или шведский? Английский я учил еще в школе и в институте, а все остальное пришло с практикой. В рейсах я получал знания от людей, а они – от меня. Что касается русского языка, то я из того поколения, которое еще служило в Советской армии. Там его и освоил».

Такие разные пассажиры

Языки языками, но как найти подход к людям, расположить их к себе? По словам Рейна, никаких секретов здесь нет. «Все очень просто! Чего хочет человек? Доброты, уважения и внимания. Если пассажиры улыбаются, то и я доволен», – объясняет он.

Рейну хочется, чтобы пассажиры в пути не скучали, и порой он их даже развлекает: «Помню один из рейсов прошлого лета. В салоне все хорошо и спокойно, каждый занят своим делом. Я говорю: „Дорогие пассажиры, сейчас прозвучат три утверждения. Если вы будете согласны с одним из них, поднимите руки вверх, помашите мне“. Смотрю, все оживились. Утверждение первое: „Уважаемый водитель, сделай что-нибудь с температурой в салоне, мы сидим, как в финской бане на колесах“. Ни одной руки. Утверждение второе: „Дорогой шофер, сделай теплее, мы сидим, как в холодильном вагоне“. Никаких признаков жизни. Третье утверждение: „Рейн, пожалуйста, не играй с кнопками климатического устройства, температура та, что надо!“ Все сразу засмеялись, стали хлопать в ладоши, а когда уже выходили из автобуса, говорили, что никогда с таким не сталкивались. Приятно же, правильно? И мне, и им».

Бытует мнение, что пассажиры сейчас довольно капризные, однако, по словам Рейна, за все шесть лет у него не было безвыходных ситуаций. Правда, иногда алкоголь делал с людьми свое черное дело. Один из таких случаев хорошо помнит автор этой статьи. Рейс Нарва–Таллинн, Рейн за рулем, в автобусе нет свободных мест. Одна из пассажирок – крупногабаритная и очень пьяная молодая женщина с собачкой под мышкой – не знает, как еще привлечь к себе внимание.

Сначала пассажиры мужественно прослушали несколько хитов Стаса Михайлова и Елены Ваенги, которые она беззастенчиво включила на полную громкость на своем мобильном телефоне. Когда же водитель попросил ее не мешать остальным и купить у него наушники, меломанка тут же потеряла интерес к музыке и переключилась на сидевших неподалеку мужчин. Вскоре, конечно, выяснилось, что они «совсем не алё» и почему-то не жаждут общения.

Последним объектом ее внимания стал Рейн: ему она заявила, что ей срочно нужно выгулять своего четвероногого друга, поэтому автобус следует немедленно остановить. Водитель вежливо, но твердо стал объяснять, почему это невозможно сделать. Сложно сказать, сколько длились переговоры, но в итоге дамочка сдалась и выдала: «Ладно, тогда вези меня обратно в Нарву! Не хочу в Таллинн». Занавес.

«На плохом я стараюсь не зацикливаться, так лучше для меня. А веселые моменты приятно иногда вспоминать, – комментирует Рейн. – На днях приехал в Тарту, выдаю багаж и спрашиваю пассажиров, как им понравилась поездка. Один мужчина интересуется, не работаю ли я на радио. А я взял да и ляпнул ради смеха: „Перед тем, как сесть за руль, как раз был на радио Kuku“. Хотя сам приемник включаю редко и понятия не имею, где находится их контора. Тот обрадовался и говорит: „А я все понять не могу, почему голос такой знакомый“. Тут уже все смеялись. Вот такие вещи запоминаются надолго».

Рейн знает, что благодарные пассажиры пишут о нем в Интернете, и ему это приятно, но признает, что за три года работы в Lux Express была на него и одна жалоба. «Пришел на работу, а мне говорят, что на меня пришла жалоба. Смотрю – и правда пришла. Человек требует: „Пожалуйста, поговорите с Рейном, он такие глупые вещи говорит, да еще и в микрофон и на разных языках. Невозможно терпеть“. Что ж, и такое бывает».

Особенности вождения в Эстонии

Профессия водителя предполагает общение не только с пассажирами, но и с другими участниками дорожного движения. По наблюдениям Рейна Арусалу, постепенно культура вождения в Эстонии развивается. Конечно, по-прежнему хватает лихачей и тех, кто совершает рискованные маневры, но все-таки ситуация меняется к лучшему.

«Водители Lux Express стремятся стать примером для других. Мне кажется, что в том числе и благодаря нам движение стало более спокойным. Газ нажимать все могут, а делать это с умом – тут пример нужен. Мы ездим быстро, но осторожно, так, чтобы пассажиры не чувствовали ни поворотов, ни обгонов, ни перестроений в другой ряд», – объясняет он.

Тяжело ли управлять автобусами нового поколения? «Нет, просто в них чувствуешь себя по-другому, – говорит Рейн. – Понимаешь, что это хороший автобус и его надо беречь. Если видишь две ямы и объехать их невозможно, выбираешь менее глубокую. Осторожнее становишься».

Здоровые интересы

У Рейна Арусалу множество увлечений, но главные из них – лыжный спорт и музыка: «Я встал на лыжи еще в студенческие годы. В ТПИ у нас была своя команда. Учеба закончилась, но мне все это так понравилось, что я и сейчас продолжаю кататься. Раз пятнадцать участвовал в лыжных марафонах. Чтобы пробежать 63 километра на лыжах хорошо, да еще и с жизнерадостным выражением лица, надо много тренироваться. Чтобы организм был выносливым и терпел такую нагрузку, до марафона надо пробежать минимум 400 километров: ведь нагрузка все-таки серьезная – пять-шесть часов бега, но этого не замечаешь, время летит быстро. Там есть пункты питания, где можно остановиться и передохнуть. Обсудить, как у кого едут лыжи, поделиться смазкой. Это не передать как интересно».

Тренируется Рейн в родном Арукюла, где есть хорошо освещенная тропа здоровья: «Хоть в два часа ночи туда иди. Все освещено, трасса есть. Транспортная фирма очень хорошо заботится об этой тропе. У них имеется специальная машина, которая делает лыжню». Но это зимой, а летом он занимается скандинавской ходьбой, бегает или плавает. Другими словами, без спорта никуда.

Его жизнь невозможно представить и без музыки: он играет на аккордеоне и гитаре, любит петь. «Прошло почти тридцать лет, как я окончил ТПИ, но с однокурсниками общаться не перестали. Каждое лето одни выходные мы проводим на Сааремаа. Человек десять всего из нас осталось, кто постоянно встречается. Но что важно – ни одного года мы еще не пропустили. А собираемся мы на Сааремаа только тогда, когда я свободен, ведь что это за вечера, если нет гитары и песен? Но для меня это не нагрузка, а удовольствие. Так же, как и в автобусе. Я чувствую, что друзьям нравится, когда я играю и пою, вижу в их глазах – Рейн, давай еще одну песню. А потом мы озираемся и понимаем, что уже рассвет», – говорит он.

Обычно отпуск Рейн проводит в Эстонии, но в последнее время мечтает о дальней поездке: «Два года я еще поработаю в поте лица, а потом возьму месяц отпуска в январе-феврале и полечу в Испанию, в Австралию или в Африку. Здесь 20 градусов мороза и снег по пояс, а я там буду загорать и плавать в океане. Красота, вот это отпуск! А летом и в Эстонии хорошо, нет смысла далеко ехать».

***

Где-то за неделю до интервью по всей стране прошли пикеты водителей автобусов, которые требовали роста зарплат. Рейн признается, что в них не участвовал: «Меня туда никто не приглашал, да если бы и позвали, я бы все равно не пошел. Сначала бастовали учителя, потом медики. Два раза я видел, как бастуют водители автобусов. И оба раза были непродуманными. Чего люди хотят? Повышения зарплаты, но сколько ни дай, хоть 10 000 евро, все равно кому-нибудь немножко не хватит. Зачем идти на забастовку? В каком веке мы живем? Разумнее было бы сесть за стол переговоров и обсудить все наболевшие вопросы».

Справка «ДД»:

Рейн Арусалу родился в 30 мая 1960 года в Арукюла. Его отец, которого не стало в прошлом году, был водителем грузовика. Мать – заведующей одного из складов в Арукюла, сейчас она пенсионерка.

Более 15 лет являлся владельцем магазина запчастей для грузовиков и автобусов. На протяжении последних шести лет работает водителем автобуса.

Разведен, имеет двух дочерей и сына.

Увлекается лыжным спортом и музыкой.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх