/nginx/o/2016/06/07/5486171t1h06c7.jpg)
В книге Редьярда Киплига «Книга джунглей» описано, как однажды вожак волчьей стаи Акела упустил на охоте свою добычу.
Он был уже старым, и не мог охотиться так же хорошо, как в лучшие свои годы. Весть о том, что Акела промахнулся, разлетелась по всем джунглям, чем воспользовались враги старого вожака – тигр Шер-Хан и его неизменный спутник шакал Табаки, чтобы вызвать склоку внутри стаи. Сам Киплинг писал об этом так: «Когда вождь стаи промахивается, его зовут Мертвым Волком, хотя он еще жив, потому что жить ему уже остается недолго».
Выражение «Акела промахнулся» стало крылатой фразой, которую часто используют в политике. Она вспомнилась и в связи с прошедшими в минувшую субботу выборами кандидата в президенты от самой большой политической партии Эстонии – Центристской, когда Эдгар Сависаар, руководивший ею с начала 1990-х годов, проиграл Майлис Репс. Такое, чтобы на внутренних выборах Сависаар уступил кому-то из своих оппонентов, произошло впервые в истории Центристской партии.
Это поражение сопровождалось комментариями нынешних и прежних членов партии о том, что время Эдгара Сависаара сейчас просто заканчивается и большая часть членов организации тихо выходит из-под его контроля. И уже вышла. «Акела промахнулся» звучало после субботних выборов и внутри Центристской партии, и за ее пределами.
Происходящее ставит вопросы о будущем крупнейшей политической организации. Эту партию можно сравнить с большой палаткой, под сводами которой собралось очень много людей с разным прошлым, разными взглядами и разной мотивацией для участия в политике. Роль Сависаара как руководителя всегда была консолидирующей, кроме того, он был патроном, который мог по собственному желанию распределять дотации, а их получатели, в свою очередь, обязаны были уважать патрона и подчиняться его воле.
Эдгар Сависаар руководил своей партией больше 20 лет. Бесспорно, речь идет об одном из самых крупных политиков Эстонии в новейшей истории, который сейчас переживает не самые лучшие свои дни.
Процесс его маргинализации в эстонской политике общество наблюдает уже давно. И главную роль в этой истории играет сам Сависаар, который сам выбрал себе такой путь и которому этот актерский (а на самом деле и режиссерский) дебют не удался. Общественность в последнее время ему сочувствовала, однако теперь у него перестало получаться и то, что он мог делать в течение десятков лет – держать партию под своим контролем.
Текст переведен с эстонского языка и отредактирован.