В столичном ледовом центре Tondiraba 14 июня выступил Цирк братьев Запашных, который собрал полный зал восторженных зрителей. У входа их встречали представители десятка различных организаций по защите прав животных, устроившие акцию протеста.
Врукопашную против Запашного (3)
Защитники животных пытались убедить пришедших в Tondiraba отказаться от циркового представления – они хотели в очередной раз привлечь внимание общественности к жестокой эксплуатации животных в цирках. Зоозащитные организации Эстонии требуют скорейшего запрета в стране цирковых представлений с животными, а до введения этого запрета – жесткого контроля гастролирующих цирков.
Слона приметили
«В гастролирующих цирках животным невозможно обеспечить нормальные условия. Дикие животные вынуждены проводить большую часть жизни в тесных клетках и трястись в темном и дискомфортном для них транспорте во время долгих и изнурительных переездов, – говорит представитель НКО Loomade nimel Анита Юрсон. – Кроме того, все больше появляется материалов, которые свидетельствуют о насильственных методах дрессировки. Очень вероятно, что многие цирковые животные были нелегально пойманы в дикой природе, поскольку их происхождение бывает сложно установить. Если цирковые условия причиняют страдания даже рожденным в неволе животным, то зверям, пойманным в дикой природе, существовать в цирке еще сложнее».
Зоолог Тийт Маран согласен с этим. «Для диких животных создать в цирке подходящие условия невозможно. Принуждать медведя кататься на велосипеде – это издевательство над его природной сущностью, это дискредитация того, что создано природой, – считает он. – Уважение ко всему живому – это одна из составляющих человеческого существования. В отношении цирка это тем более важно, поскольку среди его посетителей всегда много детей, и их понимание устройства мира лишь формируется, и формируем его мы – взрослые».
Скандалы и протесты в связи с цирковыми гастролями в Эстонии – не новость. Летом 2013 года у нас в стране гостил немецкий бродячий цирк, одним из артистов которого была слониха Меди. Даже в самых смелых свои мечтах она не могла представить, что оставит след в эстонском законодательстве и сыграет свою роль в пересмотре отношения к цирковым животным в нашей стране.
Напомним, когда цирк гостил в Нарве, во время купания в реке у слонихи случился сердечный приступ, и она умерла. По одной из версий, организм не выдержал местных температур – вода была недостаточно теплой. Кроме того, Министерство сельского хозяйства получило несколько жалоб на жестокое обращение с животным, которые, впрочем, по итогам проверки не подтвердились. После этого защитники животных инициировали петицию, которая собрала 12 000 подписей. До сих пор тема не рассматривалась серьезно, однако Министерство сельского хозяйства было вынуждено прислушаться к призывам общественности.
«В Эстонии сфера защиты животных еще совсем не развита. Самой «старой» зоозащитной организации в этом году исполнится лишь 10 лет. Не сравнить с Англией или Австралией, где организации по защите прав животных существуют уже десятки лет. У нас свой исторический фон. Швеция наслаждается независимостью уже давно, а у нас 30 лет назад людей больше всего волновали другие вопросы. Но разные общественные процессы у нас происходят очень быстро, и у Эстонии все впереди», – считает Анита Юрсон.
Волна антипатии к традиционным цирковым представлениям с животными поднялась относительно недавно – чуть более 10 лет назад, но в целом в мире тема совершенно не нова. Много ученых, общественных деятелей, популярных певцов и актеров активно выступают за то, чтобы запретить эксплуатацию животных в цирках, а также использовать их в производстве одежды и косметики.
Уже в 23 странах цирковые представления с участием животных полностью запрещены. Это в пику возражениям скептиков в Эстонии говорит о том, что наша страна, скорее, отстает от новых гуманистических общественных тенденций. Интересно, что первой страной, в которой в 2009 году вступил в силу закон, полностью запретивший цирки с домашними и дикими животными, стала Боливия – страна, название которой для европейского обывателя не ассоциируется с передовыми общественными достижениями, скорее наоборот.
Среди общей шумихи по поводу использования животных в цирках особенно выделяется инициатива испанцев, которые замахнулись на собственную аутентичную многовековую традицию кровавого боя с быками. Запрет на корриду был введен в регионе Каталония с 2012 года, а за несколько лет до этого первый запрет был введен на Канарских островах. Но если верить легенде, еще в XVI веке Папа Римский Пий V издал указ, который запрещал корриду под страхом отлучения от церкви, правда, затем отмены папского указа добился лично испанский монарх, который слыл большим ценителем боя с быками.
Многим людям подобное отношение к эксплуатации животных кажется проявлением глупости и радикализма, но история показывает, что со временем отношение общества к различным развлечениям, бывшим ранее популярными, меняется. Можем ли мы представить себе сегодня, что горстка заключенных будет выпущена на арену Saku Suurhall, чтобы ради развлечения толпы сразиться с хищниками с топорами и арматурой в руках? Да пусть даже с огнестрельным оружием. Охотников посмотреть подобное, конечно же, набьется полный зал, но можем ли мы представить себе, что подобное мероприятие одобрит общественность?
Или вспомним широко распространенное в давние времена демонстрирование калек в бродячих цирках. Люди платили за любую возможность развлечься, в том числе и за возможность поглазеть на необычное человеческое существо, которому было некуда деться и приходилось зарабатывать на жизнь любыми способами.
Памяти Меди
В Эстонии правозащитники, не без помощи слонихи Меди, добились немалого. Сегодня в Министерстве сельского хозяйства разрабатывается законопроект, по которому с 2018 года в Эстонии запретят использование в цирках отдельных видов диких животных.
Как сообщила специалист министерства Пилле Таммемяги, их ведомство предложило правительству законодательно запретить в Эстонии эксплуатацию в цирковых представлениях наиболее широко используемых животных, которые, согласно данным исследований, больше всего нуждаются в пространстве вследствие высоких когнитивных функций и особенностей жизни в естественных для них природных условиях. Цель закона – уберечь животных от такой деятельности, которая подвергает их риску или может иным способом сказаться на их состоянии. Однако на данный момент необходимо собрать достаточно доказательств того, что цирки действительно не могут гарантировать диким животным необходимые условия.
Случай со слоном в Эстонии не уникален. Подобные истории в других странах тоже привели к общественным инициативам и переменам. В 2000 году в Бразилии к радикальному решению о запрете животных в цирке пришло сразу несколько местных муниципалитетов. Тогда лев неожиданно выхватил маленького ребенка из рук отца, слишком близко подошедшего к клетке во время перерыва в представлении. Львы, находившиеся в клетке, в одно мгновение разорвали ребенка на куски. Как выяснилось позже, оказалось, что животных несколько дней перед этим не кормили. Почему администрация цирка не проследила за соблюдением мер безопасности и позволила посетителям подходить близко к клеткам, так и осталось загадкой.
В России с 2010 года существует запрет на фотографирование с цирковыми животными – после происшествия в подмосковном шапито, когда на ребенка напал леопард.
Как отмечает Тийт Маран, агрессивная реакция цирковых хищников вполне предсказуема. «Воля диких животных подавляется, в то время как их натура создана для свободной жизни в природе, а не для цирковых трюков. Они в буквальном смысле работают „из-под палки”, поскольку по-другому с хищниками никак не получится. Их недовольство копится и в какой-то момент вырывается наружу в подобной форме. Реакция может быть непредсказуемой и в совершенно неожиданный момент, – предостерегает он. – В цирке позитивно лишь то, что между человеком и животным иногда действительно возникают особенные отношения, но это не уменьшает стресс, который животные испытывают вне естественных для них условий жизни.
Маран вспоминает, что как-то давно у нас в Копли одна семья держала шимпанзе в двухкомнатной квартире. С обезьяной гуляли по улице, пока однажды она внезапно не укусила ребенка. Лишь тогда владельцы задумались, что шимпанзе нельзя просто так держать в квартире. Животное у этой семьи забрали в зоопарк».
Животные ко всему привыкают?
Находясь на гастролях в Таллинне, потомственный дрессировщик – укротитель тигров Аскольд Запашный рассказал ПБК, что защитники животных многое преувеличивают. Что касается условий в цирке и переездов, то, по словам Запашного, животные ко всему привыкают и переносят переезды точно так же, как и люди.
«Наши животные воспитаны в неволе, они привыкают ко всем особенностям жизни в городе и к особенностям жизни артистов точно так же, как человек, который постоянно путешествует в поезде или в самолете. Ко всему привыкают», – говорит дрессировщик.
«Мое отношение к защитникам животных резко негативное. Я считаю этих людей лицемерами, которые красиво называются, но нацелены только на одно – на запреты. Удивительно, но именно в тех странах, которые называют себя либеральными и демократическими, есть стремление к запретам. Запреты ничего не дают, и их самоцель – это характеристика цирка как негативного по отношению к животным искусства и навязывание людям этой мысли, – считает Запашный. – Но помощи в этом для животных нет никакой. Страдают от этого все – и животные, и люди, которые в будущем не увидят прекрасного искусства цирка, сотнями лет создававшегося профессионалами, посвятившими этому жизнь. Это тот самый момент, когда искусство не обходится без политики. Эти люди не ведут диалог, не пытаются разговаривать с точки зрения здравого смысла. Это популисты, придумывающие аргументы, на которые сами не хотят слышать ответы. Эти люди говорят глупости и абсурдные вещи, и приходится просто находиться с ними по разные стороны баррикад».
Справка ДД:
Сегодня полный запрет на цирки с животными введен на Кипре, в Греции, на Мальте и в Боливии. Полный запрет на использование диких животных введен в Австрии, Боснии и Герцеговине, Хорватии, Словении, Колумбии, Коста-Рике, Сальвадоре, Панаме, Парагвае, Перу, Сингапуре, Израиле и Мексике. С различными исключениями частичные запреты введены еще в двух десятках стран, и этот список ежегодно пополняется.