Как бы не найти нам свою Nokia (3)

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Андрей Деменков
Андрей Деменков Фото: Из личного архива

Еще не ясно, насколько успешно пройдет у нас четвертая промышленная революция, но уже очевидно, что Эстония по праву претендует на звание страны стартапов. И роль их в экономике, если избежим некоторых ошибок, может быть весьма весомой.

Рапорт Compass, представленный в конце мая комиссии по делам Европейского союза, гласит, что в Эстонии действует от 500 до 700 стартапов, в основном в IT-секторе. Разброс обусловлен некоторой размытостью границы, после которой стартап становится стабильно действующим полновесным бизнесом. Но даже 500 – это очень много для маленькой Эстонии. Еще три года назад авторитетное американское издание Wall Street Journal признало нашу страну мировым лидером по числу стартапов на тысячу жителей. Но что это нам дает?  

Выгодно продаться

Самое очевидное – свыше двух тысяч неплохо оплачиваемых рабочих мест, десятки миллионов евро иностранных инвестиций и двадцать миллионов налоговых поступлений за прошлый год. Важно и то, что стартапы в силу своей специфики привлекают в основном молодых специалистов, которым как воздух нужны опыт и возможность самореализации.

То, что менее 10% начинаний превращается в более или менее успешный бизнес, – не проблема, это естественно. Даже в этой небольшой доле оказалось много сильных проектов, среди которых есть не только охвативший сотни миллионов пользователей по всему миру знаменитый Skype, купленный когда-то eBay за 3 млрд, а потом Microsoft – уже за 8,5. Проект TransferWise, сервис международных переводов с невероятно низкими платежами за услугу, привлек порядка 30 млн долларов от американских инвесторов и провел операций уже на несколько миллиардов. Год назад третья в мире компания интернет-торговли Rakuten приобрела эстонский стартап Fits.me, который разработал технологию виртуальной примерки одежды.

Нетрудно заметить, что наиболее удачливыми стали те, кто сумел продаться иностранным гигантам. Это неизбежно для столь малой страны, как Эстония: здесь нет могучих инвесторов, способных раскрутить стартап до мирового масштаба. Вы можете малыми силами подняться на удачных играх, как это сделала Creative Mobile, но для успешной работы многих других проектов необходимы партнеры, без которых ваше даже суперклассное приложение будет в лучшем случае локальным явлением, проигрывая в борьбе за международный рынок пусть и менее инновационным, но финансово обеспеченным конкурентам.

...и все равно остаться

Но не стоит пугаться. Skype уже дважды перепродали, а основной центр разработок остается в Таллинне и дает интересную, высокооплачиваемую работу сотням сотрудников. В Fits.me, после того как «продались», расширили штат и занялись углубленным развитием технологии в сотрудничестве с Тартуским университетом.

Хоть IT-стартапы выводить в другую страну относительно легко, наши проекты в основном остаются на родине. В Эстонии хорошая бизнес-среда, государство благоволит инновациям, здесь весьма высок уровень развития Интернета и мобильной связи, что в сумме создает атмосферу, способствующую успешному развитию IT-технологий. Но есть и проблемы, не решив которые в ближайшие годы, мы можем легко потерять нынешние хорошие позиции.

Руководители эстонских IT-проектов чаще всего жалуются на растущую нехватку квалифицированных кадров, прежде всего программистов. В системе нашего высшего образования довольно долго был определенный перекос в пользу гуманитарных наук. Ситуация в последнее время меняется, но не так быстро, как хотелось бы. Даже с учетом резко сократившейся эмиграции специалистов нужны годы, чтобы дисбаланс был исправлен.

Бежать, чтобы устоять

Нехватку местных айтишников можно было бы восполнить за счет завоза иностранных. Но на этом пути есть две сложности. Первая – жесткое ограничение на въезд иностранцев из стран за пределами Евросоюза, хотя именно для них Эстония может быть привлекательной в первую очередь. Вторая – чрезмерно высокий соцналог за работника, который работодатели давно просят уменьшить. Хороший специалист и без того обходится дорого, поэтому в большинстве европейских стран установлен потолок соцналога. В Эстонии давно озвучено предложение ограничить его до 4000 евро, но совсем недавно в очередной раз Рийгикогу не посчитал нужным обсуждать этот законопроект.

Решать эти вопросы необходимо как можно скорее, поскольку все экономические процессы в современном мире предельно ускорились. В 1990-е президент Леннарт Мери призвал жителей Эстонии найти свою Nokia. Еще лет восемь назад эта финская компания была неоспоримым мировым лидером в производстве мобильных телефонов, но в 2010-е, прозевав революцию, вызванную появлением iPhone, вошла уже в глубоком кризисе. В наши дни люди уже забывают, что когда-то были мобильные телефоны Nokia.

Впору перефразировать Мери: как бы не найти нам на месте IT-сектора свою Nokia.

Комментарии (3)
Copy

Ключевые слова

Наверх