Cообщи

Куремяэ: деликатный подход

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Работа-победитель. По мнению профессионалов, авторы подошли к планируемому пространству с максимальной деликатностью.
Работа-победитель. По мнению профессионалов, авторы подошли к планируемому пространству с максимальной деликатностью. Фото: Вера Копти

Завершился конкурс на лучшее архитектурное решение общественного пространства в деревне Куремяэ волости Иллука в Ида-Вирумаа.

Эстония готовится к столетнему юбилею. Главные торжества будут проходить, разумеется, в 2018 году, но к ним готовятся уже сегодня. И это правильно. Так, в рамках программы EV100 прошел архитектурный конкурс, объектом которого стало пространство вокруг единственного действующего в Эстонии православного женского Пюхтицкого монастыря.

Идея должна быть реальной

В одном из помещений таллиннского Архитектурного центра расставлены планшеты с эскизами и чертежами. Все они изображают одну и ту же местность: деревню Куремяэ. Вот на плане угадывается монастырское подворье. Вот на другом – читаем план, как увлекательную книгу, – вокруг стен монастыря «расставлены» скамеечки и какие-то мелкие архитектурные формы. Есть яркие работы, буквально бросающиеся в глаза, с проложенными дорожками красного цвета. Есть прозрачные, почти акварельные эскизы, выполненные в светлых тонах, как сама природа здешних мест, прелестная своей немного блеклой красотой. В сущности, все конкурсные работы чем-то похожи: местность имеет холмистый рельеф, и идея проложить среди холмов извилистые дорожки лежит на поверхности.

До начала церемонии награждения победителей осталось минут пятнадцать. Подхожу к председателю волостного собрания Иллука Паулю Кескюла (на фото). Около трех лет назад я приезжала в Иллука знакомиться со старейшиной волости Олегом Кузнецовым. Пришло время познакомиться и с Кескюла.

«Начался большой серьезный процесс возрождения деревни Куремяэ, ведь, по большому счету, данный конкурс касается не только облагораживания территории вокруг стен монастыря, – с готовностью отвечает на вопросы он. – Все строительные проекты связаны между собой: отремонтировано шоссе, ведущее из Йыхви, скоро начнется сооружение пешеходной дорожки. Понятно, что на шоссе с новым покрытием возрастает скорость движения автомобилей, поэтому велосипедисты подвергаются большей опасности, и все ждут не дождутся начала строительства. Подобные дорожки с освещением, со скамеечками для отдыха уже соединяют города и поселки по всей Эстонии, только вот мы припозднились. Из Йыхви такая пойдет в сторону Васьк-Нарвы, мы начнем строительство, начиная с границ волости».

Но вернемся к конкурсу. Кескюла входил в состав жюри наряду с известными архитекторами. Спрашиваю, на что при голосовании обращал внимание лично он. «Одной отличной идеи мало. Здорово, когда идея хорошо вписывается в общий контекст, но нельзя забывать о том, что конкурс – дело реальное и практическое, и идея должна быть пригодной для реального воплощения. Сама по себе идея, оторванная от реальности, стоит немного. Я не специалист, но по проекту видно, как архитекторы относятся к объекту и к конкурсу в целом. Бывали ли они на месте или так, на карту глянули... У работ, занявших первые три места, есть свои плюсы и свои минусы, но я считаю, что каждый из проектов-финалистов достоин быть претворенным в жизнь», – ответил Пауль Кескюла.

Как же без критики

Казалось бы, решение общественного пространства мало касается жилой зоны деревни, ведь главный акцент делается на приведение в порядок мест общественного пользования: парковки, подъездов к монастырю, прогулочной зоны... Но председатель волостного собрания Кескюла уверен, что облагороженный ландшафт сыграет свою воспитательную роль: жители деревни, которых сейчас чуть больше 250, да и многочисленные туристы, если их станут окружать красивые малые архитектурные формы, будут вести себя по-другому. Интересно, что параллельно с этим конкурсом была начата общая детальная планировка деревни, и автор победившего проекта и автор детальной планировки будут работать вместе.

Куремяэ важно не только для православных жителей страны. Есть в этой местности что-то особенное. Архитектор Яак Хуймеринд, член жюри (на фото), отметил, что это замечательное место – самая высокая точка в Ида-Вирумаа. И не только в смысле приподнятости над уровнем моря, но и в плане духовности. И с этим утверждением трудно не согласиться.

Известный художник Владимир Аншон (на фото), который в последние годы много сил, времени и таланта своего отдает Пюхтицкому монастырю, не вполне доволен качеством представленных на конкурс работ: «Я не уверен, бывали ли конкурсанты в стенах монастыря... На эскизах нет его изображения, и это не моя прихоть: из работ неясно, как будут визуально сочетаться предложенные молодыми архитекторами дорожки и лестницы с куполами монастырской церкви. Вы только представьте себе, что архитектор Михаил Тимофеевич Преображенский, делая в свое время проект монастыря, решил бы воздвигнуть среди лесов, например, второй Исаакиевский собор? Он же придумал здания, по масштабу и звучанию замечательно и точно вписанные в ландшафт... Почему-то из проекта в проект кочуют два сооружения: сцена и туалет. Насчет второго я согласен – он там нужен, особенно при скоплении туристов. Но нужна ли около святых стен сцена? Пожалуй, только один проект выполнен очень деликатно...»

Художник показывает на проект под названием Rännak. Профессиональная интуиция не подвела Аншона: именно этот проект и получил первое место и немаленькую денежную премию – 5000 евро. Интересно, что молодые архитекторы из двух объединившихся для участия в конкурсе архитектурных бюро – Doomino и Nüüd, рассказывая о своей работе над проектом, употребили это же слово – деликатность. «Мы постарались подойти к работе с максимальной деликатностью, – сказали авторы. – И, конечно же, выезжали на место». Среди присутствовавших на церемонии молодых архитекторов, к счастью, не оказалось ни одного, кто не побывал бы в Куремяэ.

И возвращение к мосту

Вручены цветы, призы и памятные подарки, теперь дело за финансированием, и к 2020 году, не позднее, вокруг древних монастырских стен протянется симпатичный променад со скамеечками, фонарями и велосипедной дорожкой. А я вспомнила свою беседу со старейшиной Иллука Олегом Кузнецовым, который три года назад был буквально одержим строительством моста через реку Нарову в районе деревни Пермискюла. Когда-то мост на этом месте уже был, но просуществовал недолго: построенный в 1880 году сожгли во время боев в 1919-м. Поросшие травой и кустарником въезды на мост на обоих берегах реки можно разглядеть и сегодня.

В 2013 году был подписан договор о сотрудничестве между волостью Иллука и Сланцевским районом Ленинградской области, в котором, в частности, говорилось о возможном строительстве моста. «Будет мост – будет и пограничный переход, – сказал мне тогда Кузнецов. – Кроме самого моста необходимо построить всего несколько километров дороги. Большегрузный транспорт здесь не пойдет, но грузоподъемность сооружения должна быть такой, чтобы в случае необходимости наш мост смог временно заменить мост Дружбы. А для волости строительство моста, по которому к нам смогут проехать и туристические автобусы, и самостоятельные путешественники, имеет большое значение: оно даст сильный толчок для развития туризма, а значит, и для развития нашей экономики».

Естественно, я не могла не спросить Кескюла, как обстоят дела с идеей о строительстве моста. «С мостом дело плохо, – вздохнул председатель волостного собрания. – В России сейчас с финансами неважно, да и район Нарвы как приграничный их больше интересует, чем наша глубинка. И у Эстонии другие приоритеты. Но главное – решение о строительстве нового моста между нашими странами должно быть политическим. Будет политическое решение – найдется и экономическое». 

Ключевые слова

Наверх