Судебные исполнители собственных желаний

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Ольга Иванова.
Ольга Иванова. Фото: Dzd

В юридической системе нашей страны, которая призвана обеспечить справедливость для всех жителей, далеко не всегда можно сказать, что эта цель достигается. При этом во имя соблюдения прописанной в правовых актах законности приносятся в жертву люди, ради которых эти законы и создавались.

Ярким примером может служить произошедшее с 67-летним Александром (имя изменено), который стал жертвой извращенной системы взыскания долгов, действующей в Эстонии. Вкратце, история такова. У человека, единственным источником к существованию которого является лишь пенсия по инвалидности, образовался долг. Причем, как это часто бывает, долг возник не по его вине, а в результате рокового стечения обстоятельств и юридических ошибок, в данном случае – руководства квартирного товарищества.

Пока Александр разбирался в причинах возникновения долга и решал вопрос его аннулирования, дело попало в руки судебному исполнителю, который, не долго думая, вынес вердикт – забирать в счет долга ВСЕ!!! поступающие на расчетный счет Александра средства. А речь идет о пожилом человеке, который и без подобных перипетий ведет далеко не праздный образ жизни!

Александр не раз обращался к судебному исполнителю с просьбой оставить ему часть пенсии на то, чтобы элементарно не умереть с голоду. Надо отметить, что исполнитель, хоть и в не самой дружелюбной форме, предложил написать ходатайство об этом. Но только в установленной форме и на государственном языке. К сожалению, Александр эстонским языком не владеет и в юридических нюансах не силен. Человек он одинокий, и помочь ему было некому. К слову, сам судебный исполнитель великолепно владеет русским и видел, что перед ним пожилой человек,с ограниченными возможностями.

Впрочем, позже выяснилось, что и знание государственного языка не влияет на ситуацию. Не помогло и то, что отдел социального обеспечения Пыхья-Таллинна стал за него ходатайствовать, помог составить необходимые заявления на государственном языке и приложил сопровождающее письмо, где подробно объяснил всю тяжесть положения Александра. Сколько сейчас тех, кто отчаялся добиться справедливости  и остался совсем без помощи?

Совершенно непонятно, почему одинокому инвалиду, пусть запутавшемуся в долгах, для того, чтобы  оставить часть доходов, необходимых для элементарного выживания, надо об этом еще и ходатайствовать! Можно до бесконечности взывать к совести судебных исполнителей и другим моральным принципам, но, очевидно, это пустая трата времени, сил и нервов. Те, кто лично столкнулся с бездушной системой взыскания долгов в Эстонии, могут это подтвердить.

Судебный исполнитель в рамках действующего правового поля - это не просто юридический механизм. Это лицо, заинтересованное в извлечении прибыли от каждой отдельно взятой, с позволения сказать, «сделки». И для него то, что в результате этих сделок происходят человеческие трагедии, является всего лишь побочным эффектом от деятельности, отходами производства.

Следует незамедлительно в корне изменить систему востребования долгов в первую очередь за счет того, что вся деятельность судебных исполнителей должна законодательно быть переведена из области коммерческой деятельности в разряд социальной работы. До тех пор, пока закон признает судебного исполнителя физическим лицом – предпринимателем, для людей будет продолжаться борьба за выживание в юридических джунглях.

Институт судебных исполнителей должен представлять собой жестко подконтрольную государству и открытую для общественного контроля службу, целью которой будет не взыскание долга любой ценой, а создание максимальных условий для того, чтобы долг был уплачен. В этом заинтересован, прежде всего, сам кредитор. Ведь в случае, когда имущество должника продается за бесценок, получателем прибыли от сделки является кто угодно, но не кредитор, которому остаются крохи с исполнительского стола.

Изменения должны коснуться в первую очередь статуса судебных исполнителей. Для того чтобы система работала объективно на благо жителей Эстонии, а не только на тех, кто относится к привилегированной  касте судебных исполнителей, последних следует перевести в статус государственных служащих, источником дохода которых будет разумная заработная плата, а не миллионы с имущества должников.

Конечно, критики могут заявить, что чиновник тоже может быть подвержен коррупции и где гарантия, что, будучи в новом правовом статусе ,судебные исполнители будут следовать букве закона. Действительно, при желании, в любой системе можно найти изъяны. Но опыт работы правоохранительных органов показывает, что поймать нечистого на руку чиновника и призвать его к ответу в Эстонии  реально.  А если говорить о судебных исполнителях в их нынешнем качестве, то вероятность того, что они будут действовать в интересах человека, равна нулю, и такую систему следует изменить законодательно.

Наверх