Власть № 4 Наше антипутинское здравомыслие (12)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Ээрик-Нийлес Кросс (слева) советует переориентировать нашу оборонную дипломатию с Англии на Германию. Ах, как ошиблись мы с единомышленником!
Ээрик-Нийлес Кросс (слева) советует переориентировать нашу оборонную дипломатию с Англии на Германию. Ах, как ошиблись мы с единомышленником! Фото: Эрик Прозес

На этой неделе эстонские СМИ говорили о брекзите, брекзите и брекзите, но и о русских не забывали.

У журналистки Eesti Päevaleht Реэт Пяргма сердце не на месте оттого, что некие американские туристы до сих пор не осознали места Эстонии в современном мире. Да, на деньги туристов в центре Таллинна возводятся всё новые торговые центры, а официанты из ресторанов Старого города приобретают в этих центрах всё лучшие товары. Но вот американец, желая отблагодарить, говорит с акцентом spasibo и осведомляется, входит ли Эстония в состав России – или ему перед поездкой в Санкт-Петербург надо менять деньги. Ясно, что он это по недомыслию, «но сердце болит, ибо честь поругана». Успокаивается оно разве что отзывом о Таллинне: «Изумительно! Нечто среднее между Диснеем и Россией. Обязательно вернусь». Вопрос «что делать» Реэт Пяргма тактично не ставит, но сердце-то не обманешь...

Кружатся бесы, вьются черти

Политбеженец из России Андрей Кузичкин в Postimees продолжает просвещать эстонского читателя по части местных русских. На сей раз речь о том, «кому и зачем в Эстонии русские партии». Акценты расставляются сразу: «Еще Вальпургиева ночь не настала, а в Таллинне провели собрание по вопросу воссоздания русской партии... Можно представить себе, как ведьмы и бесы собираются вокруг котла Русского дискуссионного клуба, чтобы заварить новую политическую кашу и вызвать духов из прошлого. Близкого прошлого. Ведь русские партии в Эстонии бесславно вымерли в 2012 году, и трупы не успели остыть».

Нечистой, стало быть, силе нужны русские партии! Кузичкин не сомневается в том, что все они состояли в связи с Сатаной, то есть с Кремлем: «Их лидеры... вечно катались в Москву, чтобы обеспечить себе поддержку кремлевских властителей и очернить в их глазах оппонентов». Как обычно, хочется доказательств. Впрочем, с тем, что жизнь и смерть русских партий были бесславными, спорить сложно, как и с тем, что «народ ждал борьбы за свои права, а видел лишь махание кулаками на лестницах Тоомпеа... Основные причины провала таких партий – жадность, близорукость и скверная репутация».

И вновь отдадим автору должное: перед тем как переходить к Путину-кукловоду, он перечисляет обстоятельства, способствующие внутреннему спросу на русскую партию: массовое безгражданство, эстоноязычное образование, идея русского языка как второго государственного. «Но есть и внешний спрос, – оседлывает Кузичкин любимого конька. – Брекзит добавил Путину пыла. Кремль – как опытная гончая, почуявшая добычу. Россия давно желает ослабить европейское единство...» Дальше всё в лучших традициях охоты на ведьм: рьяная инфильтрация агентов влияния в истеблишмент, дестабилизация, которой способствуют русские партии и журналисты...

По Кузичкину, русская партия в Эстонии может стать эффективным инструментом для нападок на власть и государство и рассорить нас с ЕС. Автору видятся уже постоянные пикеты на Тоомпеа – и другие чудеса: «В таких условиях правительство ЭР тратило бы время и силы на решение второстепенных вопросов, а экономическая и политическая стабильность были бы в опасности». Ну да, любая попытка побороться за наши, русских, права – это подрыв государственности. Как иначе? Но – о, наивный Кузичкин! Да какая ж эстонская власть будет тратить время и силы на права русских?..

«Но знаете, кто и правда мог бы создать русскую партию в Эстонии? Я, Андрей Кузичкин. Был бы я гражданином Эстонии, уж точно занялся бы политическим проектом “Русские Европы”...» Ой, новый бес у котла! Жаль, что у Кузичкина нет гражданства ЭР: его выступление в политическом цирке явно принесло бы нам много-много радости.

Нах Дойчланд, мину хяррад!

Брекзит предсказуемо побил все рекорды комментируемости. Наряду с большой картиной (ее обсуждает, скажем, Ахто Лобьякас, доказывающий в Postimees, что горячие головы в ЕС поорут да успокоятся, ибо европейский стиль – рациональные переговоры; «ЕС – механизм исправления ошибок») местных активистов интересует и картина малая. Ее можно сформулировать строкой из песни «ДДТ»: что же будет с родиной и с нами?

Возможности самой родины невелики, оттого ее мощная роль видится абстрактно: мы даем умные советы (взять хоть речь Рыйваса: «ЕС должен действовать согласованно...» – без нас никто бы не догадался, куда им). Плюс, конечно, подстилание соломки. Как пишет министр юстиции Урмас Рейнсалу на Delfi, «в новых условиях правительство и парламент должны ускоренно приступить к выработке исходящих из интересов Эстонии позиций». Ведь «после британского референдума точно выиграл Путин». Пришла пора суетиться!

Развернутый анализ того, что брекзит с нами делает, дал в Postimees депутат-реформист Ээрик-Нийлес Кросс. «Доныне в вопросах внешней политики, особенно в отношениях с Россией, нашим ближайшим единомышленником был скорее Лондон», но он самовыпиливается из ЕС – и на место Соединенного Королевства приходит Федеративная Республика. Значит, и нам надо поменять мысли так, чтобы «большую, чем раньше, часть своего скудного оборонно-дипломатического ресурса направить на Германию». Новые времена – новые единомышленники. Нах Дойчланд, господа!

При этом нам, по Кроссу, надо не растерять отношений с Великобританией, больше сотрудничать с НАТО (которое страдает от брекзита косвенно) и Северными странами, особенно с финнами и шведами. Все это огорчительно для колумниста Delfi Тийта Маде, полагающего, что другого такого единомышленника нам не найти: «В Италии, Испании, Франции и особенно Германии никогда нельзя быть уверенным. Все они настолько своекорыстны и коварны, все так подлизываются к русским, что у нас от этого выходят сплошь беда и нужда. Сколько раз в прошлом веке именно немцы несли нам, прибалтам, беду и нужду своими соглашениями с русскими! И теперь немецкие чиновники говорят огорчительные вещи. А от англичан мы часто видели помощь и поддержку. Жаль, если они и правда уйдут». Англия! Англия! На кого ты нас оставляешь?..

(Утешается Тийт Маде тем, что для Путина брекзит – пиррова победа: «В Лондоне большая русская колония, теперь она потеряет привилегию действовать в Европе». Точно потеряет? Помнится, депутат-националист Индрек Раудне в свободное от взглядов время торговал в РФ нашими видами на жительство; может, тут и другие такие раудне есть?)

С другой стороны, не самое ли время шантажировать Европу эстэкзитом? Об этом в Postimees рассуждает евроскептик Калле Кульбок:  «Любая политическая сила, поддерживающая сохранение эстонских языка и культуры, обязана сегодня требовать, чтобы и Эстония представила Брюсселю условия, при которых мы остаемся в ЕС. Элементарно: за страной, в прошлом веке массово принимавшей беженцев с просторов СССР, должно оставаться последнее слово в вопросах миграции. И наши пенсионеры не могут поддерживать получающих более высокие пенсии стариков Греции...» Истинного тяжеловеса, политического слона ЕС и не приметил! И, кстати, что это за беженцы из СССР такие, которых мы тут принимали? Речь о несчастной Северо-Западной армии – или о ком?

Политолог Тоомас Алаталу и тот же Кросс считают, что надо вдобавок сменить всю верхушку ЕС (видимо, чтобы развалить все окончательно), а депутат Игорь Грязин хвалит в Õhtuleht себя и других евроскептиков, которые только и спасут Европу от разложения. Так или иначе, наши задачи на ближайший период ясны: «Долг Эстонии – стать в новых обстоятельствах ведущим оратором и призывать всех к здравомыслию» (глава IRL Маргус Цахкна на Delfi). И то правда: из нас самих здравомыслие так и брызжет, вся Эстония уже в нем; пусть и другие причастятся.

Наверх