Президент Чехии, похоже, заигрался (1)

, Руководитель международной редакции чешского издания Hospodářské noviny
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Первый всенародно избранный президент Чехии Милош Земан надеется переизбраться на второй срок.
Первый всенародно избранный президент Чехии Милош Земан надеется переизбраться на второй срок. Фото: Reuters/ScanPix

После решения британцев выйти из Евросоюза слово «референдум» стало в европейской политике почти ругательством. Когда недавно президент Чехии Милош Земан упомянул возможность провести референдум по вопросу членства Чехии в Европейском союзе и НАТО, во многих уголках Европы заговорили о вероятности т.н. Czexit (сокращение от слов Czech и exit, означающее выход Чешской Республики из ЕС – прим. ред.).

Однако, рассматривая это политическое заявление, необходимо учитывать несколько аспектов.

Во-первых, выхода Чехии из Евросоюза не произойдет. Жители страны не стремятся к выходу из ЕС и из НАТО. И хотя часть политической элиты исторически была сильно склонна к евроскептицизму, согласно данным мониторингов общественного мнения, примерно две трети чехов твердо поддерживает членство в ЕС.

Чехи могут казаться убежденными евроскептиками благодаря резким заявлениям по поводу Евросоюза со стороны бывшего президента страны Вацлава Клауса (был президентом в период 2003-2013 гг. – прим. ред.). При этом стоит отметить, что в публичных дебатах у Клауса не было серьезного оппонента, отстаивающего действия Брюсселя.

Во-вторых, необходимо понимать роль Милоша Земана в чешской политике, чтобы осознать всю степень безответственности популистской риторики со стороны главы государства. Земан является первым избранным народом президентом в истории Чехии. И хотя согласно Конституции Чешской Республики его роль в политике является сугубо символической, Земан, опираясь на предоставленный народом мандат, пытается действовать в рамках более широких властных полномочий.

Например, Земан в 2013 году утвердил после развала правоцентристского правительства угодный ему состав кабинета министров, при этом понимая, что его приближенные не имеют ни малейшего шанса получить поддержку со стороны парламента. В итоге правительство находилось у власти всего несколько месяцев вплоть до истечения установленного конституцией срока, в течение которого кабинет министров может функционировать без одобрения со стороны парламента.

Такую политику поддерживает и группа его советников, тесно связанных с политическими и деловыми интересами России и Китая. Так один из двух ближайших помощников Земана советник Мартин Неедлый ранее руководил в Чешской Республике деятельностью предприятия Lukoil.

Независимый политик

Как и в других странах Европы, в Чехии традиционные политические партии переживают эпоху кризиса и вынуждены реорганизовываться. На арене появляются все новые политические силы. Земану удалось с помощью своих активных действий использовать образовавшийся в какой-то момент вакуум власти.

Земан активно разъезжает по стране, жестко критикуя в ходе многочисленных встреч с народом противостоящих ему политиков и их партии. При этом он поднимает в ходе публичных дискуссий целый ряд провокационных вопросов. Таким образом, перед тем, как сделать реальный политический шаг в ту или иную стороны, он проверяет общественную реакцию. Именно это и произошло с его высказыванием относительно референдума.

Земан известен в чешской политике как достаточно независимый политик. В качестве экономиста он снискал известность в конце 1980-х годов, опуб­ликовав в местном издании статью, критикующую экономическую модель социализма. Тогда-то он и выбрал политическую деятельность. В 1990-х годах он возродил к жизни Социал-демократическую партию, в дальнейшем стал премьер-министром, однако, в 2003 году, по мнению самого Земана, на президентских выборах его предала его же собственная политическая сила.

В итоге он взял паузу, и многие эксперты посчитали, что он ушел из политики навсегда. Однако в 2012 году Земан вернулся вместе с созданной им левой партией, а затем участвовал в финансируемой из неизвестных источников президентской кампании. В острой борьбе Земан одержал победу, сделав ставку, кроме всего прочего, на исторически сложившийся антагонизм с Германией – хотя многие аналитики полагали, что после 1989 года эта тема уже себя исчерпала.

Будучи искусным оратором, подстегиваемым жаждой мести в отношении своей прежней партии, Земан вновь стремится к победе в прямых президентских выборах, назначенных на начало 2018 года, которые пройдут всего через несколько месяцев после парламентских выборов.

Опасные игры

В некотором смысле кампания и политика Земана напоминают российскую пропаганду: все должно быть неопределенным и создавать беспокойство на политической арене. Вероятно, это и есть та причина, по которой Земан в ходе встречи с жителями небольшого городка в центральной части Чехии озвучил мысль относительно референдума, которая в дальнейшем попала в международные выпуски новостей.  Милош Земан объявил, что поддерживает идею проведения референдума по вопросу членства в ЕС. Однако сам бы он проголосовал на референдуме за дальнейшее пребывание в союзе, так как считает важными финансовые поступления из европейских фондов.

Что же касается членства в НАТО, важнейшим аргументом президента в пользу альянса является борьба с международным терроризмом, который, по его мнению, обусловлен преимущественно активностью исламистов. Земан известен своей острой антиисламистской риторикой, которая в некоторой степени даже наносит урон чешскому экспорту, особенно в арабские страны.

Даже если предложение провести референдум начнет обретать реальные очертания, встанет вопрос о том, как его организовать. Ведь это, несомненно, представляет для Чехии сложность. В стране отсутствует закон о референдуме, в настоящее время этот вопрос обсуждается в парламенте под давлением небольших популистских партий, например, при содействии коммунистов. В странах бывшего восточного блока эта партия наряду с компартией Молдовы остается единственной, с одной стороны, избежавшей реформ, но с другой – имеющей достаточную поддержку для того, чтобы регулярно пробиваться в парламент.

Для организации референдума необходимо наличие поддержки со стороны парламентского большинства, хотя после брекзита трудно представить себе хотя бы одну традиционную политическую партию, способную поддержать такую идею.

Премьер-министр и лидер социал-демократов Бохуслав Соботка не стал комментировать выступление президента страны. Вице-премьер и лидер второй по величине партии в составе правящей коалиции ANO предприниматель Андрей Бабиш заявил, что такой референдум был бы для Чехии губителен.

По словам Бабиша, в отличие от британцев, у чехов альтернативы членству в ЕС не существует, поскольку экономика Чехии достаточно тесно связана с Германией.

По этой причине заявления Земана являются довольно опасной игрой, построенной на настроениях, распространяющихся по Европе после брекзита. Однако они вновь сделали актуальной традиционную для Чехии дискуссию о преимуществах и недостатках членства в ЕС.

Так, если для поляков ЕС означает цивилизационный поворот в сторону Запада, то чехи считают себя исторически и экономически частью Запада, что дает им основание усомниться в необходимости членства в ЕС (и в НАТО).

Чехия не является пограничным государством Шенгенской зоны и НАТО (дружественная и нейтральная Австрия не в счет), поэтому фактор изоляции может стать козырем в руках таких популистов, как Земан. Ситуация, возникшая в Европе после брекзита, создает для этого весьма благоприятную почву.

Комментарии (1)
Copy

Ключевые слова

Наверх