«Вечный путь»: в Силламяэ снимают кино о несбывшейся мечте

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Зрители этого бейсбольного матча – массовка, в которой участвуют сотни жители Ида-Вирумаа и не только.
Зрители этого бейсбольного матча – массовка, в которой участвуют сотни жители Ида-Вирумаа и не только. Фото: Сергей Степанов

Силламяэсцы с интересом наблюдают за съемками массовых сцен сов­местного финско-эстонского фильма Igitee – это название можно перевести как «Вечный путь» – и мечтают увидеть конечный результат: им не верится, что неделя съемок, в которых задействовали триста статистов, на экране промелькнет минут за пятнадцать.

В Силламяэ съемки фильма начались в четверг, седьмого июля, и продолжались неделю. В субботу съемочной площадкой стал школьный стадион, откуда по всему городу разносились бравурные советские марши в исполнении настоящего оркестра. На стадионе висели рядом американский и советский флаги. На трибунах сидели статисты – взрослые, молодежь и дети, причесанные и одетые в стиле 1930-х годов. Под их бурные крики играли в бейсбол советская и американская команды. Это не вымысел: в основу игрового фильма легли реальные события, малоизвестные широкой публике.

Карельские американцы

В начале ХХ века финны начали массово эмигрировать в Америку и Канаду: работали лесорубами, шахтерами, строителями, пытаясь выбиться из бедности и осущест­вить американскую мечту. Но когда в 1929 году началась Великая депрессия, многие из них были разочарованы. Люди распродавали имущество и целыми семьями прибывали в Советскую Карелию – по приглашению Карельской трудовой коммуны, одобренному лично Сталиным. На вырученные от продажи личного имущества переселенцев деньги Советская Карелия приобретала необходимые станки и оборудование. Финны же мечтали работать, жить и растить детей в первой в мире стране социализма – там, где люди строят на земле рай.

Переселенцы привезли с собой американскую культуру: в Петрозаводске построили Американский городок, где в клубе звучал джаз, а на стадионе играли в бейсбол, который в ту пору стал в Карелии чрезвычайно популярен. Именно Американский городок и снимали в Силламяэ.

Закончилась эта история для тысяч карельских американцев трагически: в 1937 году их, как и обычных советских граждан, массово расстреливали и репрессировали за шпионаж и контрреволюционнную деятельность. Кое-кому удалось вернуться в Америку или Финляндию, но многим пришлось остаться в СССР и строить там свою жизнь – как и главному герою фильма Юсси Кетола. Юсси не пустили в Финляндию из-за приверженности к коммунистическим идеалам, а в СССР его взяли за горло сотрудники НКВД, поставив перед выбором: либо он регулярно доносит на своих, либо его обвиняют в шпионаже.

«По жанру это историческая драма с элементами детектива, который связан с проводимым НКВД расследованием с участием главного героя, – говорит эстонский продюсер картины Кристиан Таска. – Есть в фильме и любовная история: главный герой влюбляется, у него рождаются дети. В целом должно получиться увлекательно».

Генеральный продюсер Илкка Матила не скрывает, что при выборе сюжета думал о коммерческом успехе ленты, ведь такие темы, как сталинские репрессии, Холокост, Вторая мировая война, всегда вызывают интерес у публики. И все же фильм не будет очередной чернухой об ужасах сталинизма.

К столетию Финляндии

В чем главная идея картины? «Этот фильм, прежде всего, о выживании, – говорит Матила. – Сначала люди покинули Европу, чтобы поехать в США, но оказалось, что это не то место, где можно осуществить простую мечту о хорошей, спокойной, достойной жизни. В СССР верили, что построят общество, основанное на равенстве, справедливости, свободе – на всем том, о чем речь в конституции США. Разочаровавшись в американской мечте, эмигранты приехали строить новый мир. Начиналось все хорошо. Но на деле в СССР было создано что-то вроде империи, и наступил момент, когда все иностранное стало считаться враждебным. Не только американцы, но и другие нации потеряли тогда веру в Советский Союз».

Еще это история о том, как группа людей была полностью забыта. Для Матила это важный момент: «Для одних они были красными, для других – иностранными шпионами. Никто не хотел знать о них ни в 1937 году, когда они искали помощи в посольстве США в Москве, ни позднее, когда США и СССР стали союзниками во Второй мировой, ни в годы холодной войны. Десять тысяч человек были оставлены без помощи. Начиная проект, я прочел совместную работу ученых университетов Петрозаводска и Мичигана и роман «Вечный путь» на ту же тему. Все эти люди прожили непростую жизнь, они верили в свою мечту – и погибли. Они заслуживают того, чтобы их история была рассказана».

По словам генерального продюсера, Силламяэ, изображающий в фильме Петрозаводск, был выбран как уникальный город со сталинской архитектурой, чудом сохранившейся в прекрасном состоянии. Атмосфера Силламяэ помогает актерам ощутить, что могли почувствовать американцы, приехавшие в советский Петрозаводск. Почему не снимали в самом Петрозаводске? «В России кино можно снимать только в двух городах – Москве и Петербурге, – считает Матила. – В остальных местах отсутствует необходимая инфраструктура. В Эстонии снимать кино намного проще».

Фильм выйдет на экраны осенью будущего года, его премьера приурочена к столетию Финляндии, и это весьма символично: Финляндия наряду с другими Северными странами создала общество благоденствия, о котором так мечтали погибшие финские переселенцы.

Ожившая эпоха

Силламяэсцы, которых заинтересовал процесс съемок, хотят увидеть конечный результат – фильм, в котором запечатлены их родной город и его жители. Эстонские участники проекта уже пообещали им по крайней мере один показ. Вый­дет ли фильм в российский прокат – пока неизвестно. Когда несколько лет назад Матила приступал к работе над проектом, его русские друзья, а их у него немало, сказали, что идея очень интересная. Однако российские продюсеры, напротив, считают, что такой сюжет оставит зрителя равнодушным. «Я бы не взялся прогнозировать судьбу фильма»,– говорит Матила.

Сценарий картины написал ее режиссер Антти-Юсси Аннила совместно с автором романа Антти Туури. По словам Туури, толчком к написанию романа послужили истории, которые рассказывали его родителям знакомые – те самые карельские американцы, которым удалось вернуться в Финляндию. Когда Туури занялся темой вплотную, он нашел массу документальных материалов: мемуары самих переселенцев, научные исследования.

«Это правдивая история, в какой-то мере ужасная, но все же очень интересная, – говорит писатель. – Я был счастлив, когда этим сюжетом заинтересовались продюсеры. Захватывающе наблюдать за тем, как история, которую ты сочинял в одиночку, оживает, и в съемках участвуют пятьсот человек».

Кастинги статистов проводились по всей Эстонии. В Силламяэ приезжали сниматься в массовках нарвитяне, йыхвисцы и даже таллиннцы. «Это огромное удовольствие – находиться здесь, я ведь заядлая киноманка, – призналась 17-летняя нарвитянка София. – Очень люблю эпоху 30-х годов и давно мечтала соорудить прическу в таком стиле. Только у меня ничего получалось».

Фильм Igitee получил финансовую поддержку регионального фонда кино, среди участников которого – четыре самоуправления Ида-Вирумаа, Йыхвиский концертный дом, Molycorp Silmet AS и Ида-Вируский центр предпринимательства (IVEK). В настоящее время фонд поддержал уже 13 проектов игровых фильмов, самый известный из них – фильм «1944».

Ключевые слова

Наверх