Делиться никогда не поздно (1)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Нарвский изобретатель Владимир Гусаров: «Мне поставили условие спроектировать оба решения. Я спроектировал только свое».
Нарвский изобретатель Владимир Гусаров: «Мне поставили условие спроектировать оба решения. Я спроектировал только свое». Фото: Илья Смирнов.

Изобретатель из Нарвы называет брехней заявления Eesti Energia о том, что его разработка пятилетней давности госконцерном не используется и не приносит доход.

Владимир Гусаров, начав свою карьеру инженером-конструктором на нарвском секретном заводе «Балтиец», в 1994 году дослужился до гендиректора. Затем он перешел на предприятие «Энергоремонт», обслуживавшее Нарвские электростанции и позже реформированное в Eesti Energia Tehnoloogiatööstus AS, которое летом сменило название на Enefit Solutions AS. Там Гусаров работал главным инженером и возглавлял коллектив конструкторов. Сейчас он на пенсии.

«А я что, дурак?»

Свои первые изобретения Гусаров регистрировал еще в середине 1970-х, и по сей день он хранит патенты, профсвидетельства, награды, среди которых есть и медаль «Изобретатель СССР». Но это все предыстория.

Работая в Eesti Energia Tehnoloogiatööstus, в 2012 году Владимир со своими коллегами-конструкторами разработал и запатентовал систему подачи биотоплива для передового 11-го энергоблока Балтийской электростанции под Нарвой. Речь в первую очередь идет о древесной щепе, сжигание которой вместе со сланцем позволяет сберегать главное национальное ископаемое. Государство дотировало такое замещение при производстве электричества.

Но надежно и дозированно добавлять щепу в сланцевую топку – это надо исхитриться. Гусаров рассказывает, что поначалу руководство собиралось купить финскую систему, увеличив ее в размерах под нарвский энергоразмах, но кабинетных специалистов убедили, что так не пойдет: «Нам дали задание разработать детальные чертежи. Я посмотрел на ту фигню, что была нарисована, и сказал, что не буду это делать, так как в наших условиях это работать не будет. Балтийской электростанции требуется скармливать огромное количество щепы, и бак системы топливоподачи с вращающейся внутри морковкой (расхожий среди технарей терминприм. ред.) забьется».

Оригинальная система топливоподачи на фоне Балтийской электростанции в виде государственного патентного удостоверения. Фото:
Оригинальная система топливоподачи на фоне Балтийской электростанции в виде государственного патентного удостоверения. Фото: Фото: Илья Смирнов.

Это было справедливое опасение, особенно с учетом постоянного попадания в бросовую древесную массу посторонних предметов, вплоть до стальных труб и кусков бетона. Кроме того, при больших объемах щепы в огромном баке возникал риск ее самовоспламенения.

«Мне поставили условие спроектировать и то, и свое решение. А я что, дурак, и у меня времени много? Я спроектировал только свое, его изготовили и запустили. Финнов мы на 12 миллионов евро умыли», – Гусаров вполне доволен своей системой топливоподачи, успешно заработавшей в 2012 году. Тогда же Eesti Energia Tehnoloogiatööstus AS получило патент Nr 01091, авторами которого указаны сам Владимир Гусаров и двое его коллег.

«Система работала и продолжает работать, когда им надо, – уверен конструктор. – Но когда мы сказали, что надо бы заплатить деньги, они ответили – хрен вам!». В переводе на язык официального ответа Eesti Energia это звучит как «система топливоподачи не используется, а значит, не дает прибыли».

Успехи есть, а денег ноль

В Eesti Energia утверждена документация с формулой по расчету вознаграждения автору за служебное изобретение. В соответствии с инструкцией разовая авторская плата коллективу проектировщиков была выплачена в том же 2012 году: 384 евро Гусарову и по 288 евро двум его коллегам. Дальнейшие же выплаты, действительно, напрямую зависят от годовой прибыли, получаемой благодаря изобретению. Единогласное решение экспертной комиссии Eesti Energia по запросу Гусарова было оформлено 20 мая нынешнего года, и там сказано, что в 2013-15 годы изобретение не использовалось и дохода от него не было, «поэтому доход авторов за этот период – 0».

«Нам объяснили, что изобретение как бы не использовалось…» – Гусаров очень удивляется, наблюдая, как руководство концерна отчитывается перед общественностью об успехах, в том числе на 11-м энергоблоке Балтийской электростанции, где биотопливо успешно сжигается. Так, председатель правления Хандо Суттер писал среди прочего в январе 2016-го: «В прошлом году на биомассу, биогаз и отходы пришлось больше половины от совокупной местной выработки возобновляемой энергии. В 2015 году из них в общей сложности было произведено 784 ГВт·ч электроэнергии, за которые государство выплатило 34 млн евро дотаций. 70 ГВт·ч возобновляемой энергии в прошлом году выработали и мы на блоке № 11 Балтийской электростанции».

Суттер потом уточняет, что в 2013 и 2014 годах масштабного сжигания биомассы в Нарве не происходило. Зато в 2012 году, когда система Гусарова только была запущена, древесина сжигалась в огромных количествах, но тот успешный год эксперты даже не рассмотрели. А еще Суттер напоминает: «Замещение сланца биомассой является для Эстонии самой дешевой и быстрой возможностью увеличить в стране производство возобновляемой энергии и уменьшить выбросы в воздух».

К слову, как отметил сам изобретатель, его система годится для подачи в топку не только древесной щепы, но и угля, и торфа. С последними энергоконцерн экспериментирует тоже в качестве дополнительного топлива для сланцевой электростанции.

Прибыль идет через другие руки

Изобретатель убежден, что система подачи биотоплива по-прежнему работает в тех или иных объемах, а значит, участвует в образовании прибыли: «Я у людей спрашивал, говорят: она то работает, то не работает, включают, когда надо. Кто из них врет?!»

Понимая, что тягаться с госконцерном пенсионеру не по силам, он нанял адвоката. В результате в июне в Eesti Energia Tehnoloogiatööstus AS был отправлен запрос, ответ на который был в том же ключе, что и полученный «ДД».

«Владимир Гусаров требует у предприятия выплаты авторского гонорара из дохода, полученного при использовании полезной модели в 2013-15 гг. Такой гонорар можно требовать лишь в том случае, если владелец данной модели во время срока действия ее регистрации получил от ее использования доход. EE Tehnologiatööstus AS получил прибыль при использовании данного решения только от сделки, заключенной при строительстве системы подачи в 2011 году. В последующие годы он дохода не получал, поэтому оснований для выплаты гонорара автору нет», – сообщила пресс-секретарь Eesti Energia AS Лотте-Трийн Наруск.

Гусаров не строит планов, как энергоконцерн мог бы рассчитаться за изобретение пятилетней давности: «Миллионы прибыли Eesti Energia получает, платит дивиденды и все такое, но почему не платите авторам? Можно пойти на компромисс, но только давайте разговаривать – не уходите в сторону и не пишите мне, что у вас всё по нулям».

Впрочем, в буквальном понимании так оно и есть: устройство, созданное и запатентованное одним технологическим предприятием, теперь эксплуатируется другим юридическим лицом из того же концерна, которое и зарабатывает деньги, хотя прямых отношений с авторами-конструкторами не имело. Может быть, это и законно, но для последних обидно. Кроме того, подобная практика едва ли вдохновит новое поколение изобретателей и рационализаторов, которые наверняка еще нужны сланцевой отрасли.

Наверх