Хотя автобусное предприятие Bus Transport Holding OÜ, или Superbus, долгое время судившееся с Департаментом шоссейных дорог, и одержало в итоге победу, оно уже заявило о своем намерении покинуть эстонский рынок.
Superbus выиграл суд, но из Эстонии все же уходит (2)
Пойти на такой шаг их вынуждает абсурдная ситуация, возникающая из-за затягивания Департаментом шоссейных дорог принятия решения о выдаче Superbus лицензий, запрошенных фирмой еще год назад. Финский руководитель Superbus Лаури Хелке не скрывает, что 30 эстонских водителей будут с распростертыми объятиями приняты в Финляндии, где автобусное предприятие успешно работает уже давно.
Superbus, 31 июля завершающий свою деятельность на маршрутах в Эстонии, встряхнул местный рынок. Этого не отрицает и Департамент шоссейных дорог. Заведующая отделом общественного транспорта Кирке Уильямсон признает, что с появлением Superbus другие перевозчики начали снижать цены. «Стали бы они так делать при других обстоятельствах, мы не знаем», – говорит она.
Однако даже после поражения в суде департамент продолжает грозить пальцем автобусной фирме и утверждает, что, даже выйдя на рынок, данное предприятие так и не уяснило себе здешние правила. В июле нынешнего года завершилась длившаяся год тяжба по поводу междугородных экспресс-маршрутов. Вступившее в силу 14 июля постановление суда признает, что отказ от предоставления лицензий был необоснован.
Департамент шоссейных дорог не стал оспаривать это решение и был вынужден оплатить расходы предприятия на правовую помощь в размере 5000 евро. Автобусная же фирма утверждает, что победа в суде сейчас уже ничего не решает, и Superbus проще махнуть рукой на эстонский рынок.
Год назад Департамент шоссейных дорог отказал предприятию Superbus, намеревавшемуся организовать автобусное сообщение из Таллинна в Пярну, Нарву и Тарту, поскольку заявленное фирмой время отправления автобусов было уже занято автобусами других предприятий. Вплоть до 1 октября прошлого года интервал между отправлениями автобусов в часы пик из крупных центров страны должен был составлять не менее 30 минут, а в обычное время – час. Исключения допускались в случае перегруженности линий, то есть если в течение последних трех месяцев заполняемость маршрутов в рассматриваемый период времени составляла более 75%.
В итоге Департамент шоссейных дорог объявил, что согласно действовавшему на тот момент порядку, Superbus должен был изменить свой график движения, иначе ему не останется места на рынке.
Что с чем сравнивать
В ответ автобусное предприятие обратилось в суд, который признал его правоту. Например, Департамент шоссейных дорог никак не обосновал, почему в ситуации, когда автобусное предприятие ходатайствовало о лицензиях на экспресс-маршруты, он, давая разъяснения о совпадениях по времени отправления, принял во внимание, помимо прочего, скорые и обычные автобусные маршруты.
Экспресс-маршрут – это маршрут безостановочного следования из пункта А в пункт Б, скорый же маршрут предполагает промежуточные остановки. По мнению суда, неясно, почему скорые и обычные маршруты были признаны равноценно значимыми, хотя принципы взвешенного решения предполагают рассмотрение этих трех видов маршрутных перевозок в качестве отдельных услуг.
Если бы Департамент шоссейных дорог не учитывал скорые и обычные маршруты, Superbus смог бы в желаемое время осуществлять перевозки, например, по маршруту Таллинн–Нарва. Также не было бы никаких препятствий для отправления из Таллинна в Пярну в 21.45. В качестве препятствия департамент упомянул обычный маршрут, отправляющийся на 15 минут позже, в 22.00.
И в направлении Тарту также учитывались обычные и скорые автобусные маршруты. Например, применительно к отправлению в 5.15 по маршруту Тарту–Таллинн департамент принял во внимание обычные и скорые маршруты, предложив ближайшее свободное время отправления в 4.45. Суд отметил, что Департамент шоссейных дорог в отношении того же маршрута с отправлением в 9.30 неправомерно ссылался также на скорый маршрут. В то же время интервал с ближайшим экспресс-маршрутом составлял 30 минут, поэтому, по мнению суда, никаких препятствий для выхода на линию Superbus не было.
В итоге суд пришел к выводу, что департамент, отказав в лицензии, нарушил установленные им же принципы и не обосновал исключения. Департамент шоссейных дорог остался при своем мнении, что нарушений не было, хотя решение действительно не было обосновано.
Непроверенные данные
Второй довод суда касался процента заполняемости маршрутов, который, как утверждается, и стал роковым для Superbus. Конкурент может открыть свой маршрут в то же время и на той же трассе, если заполняемость автобусов пассажирами превышает 75%. Суд указал на бессмысленность этого требования, поскольку сам Департамент шоссейных дорог не располагает данными по заполняемости автобусов. Их приходится запрашивать у перевозчиков, которые вовсе не заинтересованы в том, чтобы допускать на рынок конкурентов. Суд пришел к выводу, что в такой ситуации необходимо подходить к данным перевозчиков критически и перепроверять их.
Из отказа в выдаче лицензии действительно явствует, что предприниматели предоставили Департаменту шоссейных дорог данные по заполняемости маршрутов, указав цифры хоть и чуть-чуть, но ниже 75%.
Например, в своем письме департамент указал, что по маршруту Таллинн–Тарту за 15 минут до запрошенного Superbus’ом времени оправления (11.15) уже отправляется другой экспресс со средней заполняемостью в 74,6%. По маршруту Пярну–Таллинн времени отправления в 16.05, о котором ходатайствовал Superbus, с пятиминутным интервалом предшествовало отправление другого экспресса со средней заполняемостью 74%.
По сути из решения суда следовало, что на всех интересующих Superbus маршрутах заполняемость составляла как минимум 68%.
«Налицо достаточно высокие показатели заполняемости. При столь высоких показателях заполняемости нельзя исключать, что уже действующий перевозчик может на несколько процентов уменьшить показатель, чтобы воспрепятствовать появлению на рынке конкурента», – постановил суд, признавший, что выходящее на рынок предприятие не имеет возможности проверить эти данные и их опровергнуть.
Таковы были самые существенные нарушения, на основании которых суд счел необходимым аннулировать распоряжение Департамента шоссейных дорог, препятствующее выходу на рынок предприятия Superbus. Суд постановил повторно рассмотреть ходатайство фирмы о предоставлении ей лицензии на автобусные перевозки.
Однако руководитель предприятия Лаури Хелке не стал дожидаться этого решения. В минувшую пятницу 34 работникам предприятия было объявлено о прекращении деятельности фирмы, в понедельник водители автобусов были приглашены для обсуждения ситуации. Когда в июне постановление суда стало известно автобусному предприятию, по утверждению самого Хелке, он поначалу обрадовался, однако потом он узнал в Департаменте шоссейных дорог, что все это на самом деле означает для фирмы.
Дело в том, что, получив поначалу отказ департамента, Superbus не стал ожидать постановления суда: автобусный парк простаивал и надо было искать другие возможности получения лицензий. Наконец в декабре минувшего года автобусный перевозчик приступил к обслуживанию клиентов. В ход была пущена хитрость и вместо экспресс-маршрутов были открыты маршруты дальнего следования, предполагающие множество небольших остановок, что государством поощряется.
По словам Хелке, после того как стало известно решение суда, в Департаменте шоссейных дорог ему было сказано, что просто так отказаться от уже открытых маршрутов дальнего следования в пользу более выгодных экспресс-маршрутов предприятие уже не сможет. По закону, автобусное предприятие должно отработать по действующему договору не менее двух лет. Оно может закрывать маршруты, но при этом лишается возможности в течение двух лет ходатайствовать о предоставлении лицензии на той же самой трассе.
Бюрократия торжествует
Хелке считает, что Superbus загнали в угол, и ему проще покинуть рынок Эстонии. «Мы понимали, что наши расписания рейсов, с которых мы начинали в декабре, были не совсем оптимальными, но мы думали, что судебный процесс приведет к какому-то решению. Когда света в конце туннеля не видно, нести дальнейшие убытки не хочется», – признался Хелке, который не скрывает, что работникам будет предоставлена возможность трудоустройства в Финляндии, где дела у автобусного предприятия идут отлично. «Нереально, что перейдут все 30 водителей, но некоторые обязательно», – полагает он.
По словам Хелке, в летний период водителям проще найти новые рабочие места, поэтому решено прекратить деятельность фирмы в Эстонии как можно быстрее, хотя Департамент шоссейных дорог требует предуведомления об этом за 90 дней. Всем водителям автобусов выплатят дополнительно один месячный оклад, сообщил Хелке.
Истинной причиной, полагает департамент, может быть то, что в Финляндии дела у Superbus идут хорошо, в то же время в Эстонии автобусы ходят пустые, и поэтому решено в нашей стране свою деятельность свернуть, а в Финляндии усилить фирму новыми кадрами. «Департамент шоссейных дорог не отвечает за экономическое положение предпринимателей», – напомнило ведомство со своей стороны.
«Мы немало вложились в Эстонию, целью было развитие нашей деятельности в стране, где по-прежнему имеется хороший рынок, поскольку железнодорожное сообщение не настолько развито, однако наша бизнес-модель не работает, если на рынке существуют серьезные преграды. Мы были крайне удивлены, что транспортный сектор Эстонии настолько закрыт», – признался Хелке, по словам которого, автобусное предприятие довольно 70% нынешних отправлений, хотя по меньшей мере 30% нуждаются в пересмотре.
Мерит Линд, присяжный адвокат из представляющего Superbus адвокатского бюро Deloitte Legal, отметила, что понесшее экономические убытки предприятие Superbus может предъявить Департаменту шоссейных дорог требование о возмещении ущерба.