Cообщи

Власть №4. Как выковырять русских из эстонской булки? (4)

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Директор Музея народа Эстонии Тынис Лукас показывает, где в его музее будет народный ресторан за огромные народные деньги.
Директор Музея народа Эстонии Тынис Лукас показывает, где в его музее будет народный ресторан за огромные народные деньги. Фото: Маргус Ансу

На этой неделе эстонские СМИ обсуждали европейские теракты и российский допинг, но и о русских не забывали.

На портале Postimees журналист Иван Макаров, уподобляясь герою эстонской классики, ищет местных русских в списках людей, которым дает деньги фонд «Капитал культуры». Русские в списках находятся, но не без труда. Кто виноват – и что делать?

Скажи «русский изюм»

Тем, кто страшится продолжающегося обрусения Таллинна, Иван Макаров напоминает, что в 2009 году политик Юку-Калле Райд призвал «всех мыслящих людей зарегистрироваться за пределами столицы, потому что оставлять налоги диктатору нет смысла». (Диктатор – это Центристская партия, если не лично Сависаар Н.К.). По меткому замечанию Макарова, логику Райда описывает русская поговорка «выколю себе глаз, пусть у моей тещи будет кривой зять».

Между тем в основном Райда услышали эстонцы, «и раз уж многие из них верят всяким ясновидящим и знахарям, лечащим содой, почему бы им не верить и Юку-Калле Райду. Конечно, и он скромно вложился в то, что Таллинн русеет, поскольку эстонцы из столицы уезжают. В русских социальных сетях призыв Райда приняли с радостными воплями: отлично, столица нам останется. Как шутили в советское время: Таллинн – прекрасный город, только  эстонцев многовато». Остается, пишет автор, сказать центристам спасибо за бесплатный общественный транспорт и иные бонусы, из-за которых таллиннцы-эстонцы не спешат отсюда уезжать.

Затем автор берет шире: «Самые острые критики эстонской власти с “русской” стороны упрекают ее в том, что каждый третий налогоплательщик в Эстонии – русскоязычный, а русскую школу прессуют и на теплых местечках исключительно мало русских». Последнее подтверждается: просмотрев списки тех, кому «Капитал культуры» раздал финансы, Макаров узрел, что русских там – не каждый третий и даже не каждый сорок четвертый.

«Вспоминается реплика Тоотса (из «Весны» Лутса, насчет изюмин – Н.К.): “А то ищи их по всей булке, выковыривай ножом, как дурак, пока несколько штук выловишь”... Можно, конечно, спросить, – продолжает Макаров, – неужели у русских в Эстонии вообще нет интеллигенции, неужели русскоязычные творческие люди не интегрировались абсолютно (чего мы могли бы ждать по крайней мере от интеллигенции), ну или... Я не хочу продолжать. Меня как творческого человека такое положение не напрягает. Я считаю, что Эстония – единственное место, где могут развиваться эстонские культура и язык... И все-таки: список “Капитала культуры” читать забавно, однако можно свернуть его в трубочку и убивать все аргументы эстонофилов в пользу существующего у нас  равноправия, как мух». Автор призывает относиться к ситуации с юмором, вспоминая опять-таки Тоотса: «Моя мать на праздниках всегда ругается: будто моль, говорит, булку пожрала. А я разве виноват, пусть кладут больше изюма, тогда и булка цела останется».

Далеко ли до ундрука?

Культуру вспоминали на неделе и в связи со скорым открытием нового здания Музея эстонского народа (МЭН). «Как добраться народу до музея народа? – вопрошает редакция Õhtuleht. – Любые дизайнерские светильники недостаточно красивы, любые фарфоровые сервизы недостаточно тонки, любые стеклянные здания недостаточно выпендрежны, когда их покупают народу Эстонии. Кто ж не любит красоты? А 12 евро – именно столько будет стоить билет в Музей эстонского народа, – разве это большая сумма, чтобы своими глазами увидеть то, что купили и построили на 63 миллиона евро из кармана народа?»

Õhtuleht искренне возмущен: Британский музей в Лондоне бесплатен, в Музее американской природы в Нью-Йорке просят пожертвовать сколько кому не жалко. Но у нас-то бюджет! Директор МЭН Тынис Лукас рассчитывает за год собрать по 12 евро со 140 тысяч человек. Ведь в других тартуских музеях (а новое здание открывают на отшибе Тарту) билеты еще дороже! «При кусачей цене билета реалистично ли ждать столько посетителей? Что случится, когда интерес эстонцев к своей истории ограничится одним посещением, а финна, китайца и латыша юбки-ундруки (особый род юбок на острове Муху – Н.К.) и серебряные броши-сыльги оставят равнодушными?» А русского? Может, русские поедут за 12 евро на ундруки-то смотреть?

Еще в богоугодном музее будет ресторан, из-за которого Eesti Päevaleht обозвала МЭН «коррупционным музеем эстонского народа». Газета уверена, что МЭНу завидуют «иные коррумпированные чиновники восточного соседа». EPL сообщает, что акционерное общество Dieta, составившее для музея условия поставки оборудования, само – единственный поставщик оборудования, которое соответствует этим условиям. Сперва фирму не признали победителем конкурса, но она это дело уже оспорила. Государственная комиссия (!) отвела других победителей: у одного гриль-плита слишком мощная, у второго ее размеры на миллиметр отличается от размеров, указанных в условиях поставки. Вдобавок AS Dieta каким-то образом прознала о предложениях конкурентов. Газета в гневе: «Экспонату “Кухня за взятку от Dieta” в музее, который увековечивает наше наследие, не место!»

Недоумевает и журналист Postimees Вамбола Пааво: «В Тарту перегнули палку. Музей надеется на орды туристов, но они могут и не явиться. Умный человек начал бы с куда меньших цен на билеты... В итоге всё оплатит государство. Чтобы в день обслуживать тысячу посетителей, надо быть Эрмитажем или Шёнбрунном. Да и там столько гостей – мечта». Тут надо заметить, что Эрмитаж принимает все-таки куда больше 1000 человек в день, суммарно – по три Эстонии в год. Но мысль понятна: если для обычного семейства поход в МЭН обойдется (по подсчетам Пааво) в 150 евро, музей стоит назвать антинародным.

Их допинг и наша победа

Не смогли не пройтись СМИ по российским спортсменам, путь которых на Олимпиаду весьма тернист. Eesti Päevaleht посвятила волнующим событиям два редакционных мнения. В первом газета призвала «допинговое государство соревноваться с самим собой» и не преминула отметить, что Эстония «от чистого спорта только выиграет»: «Мы не должны калечить своих спортсменов, рискуя их здоровьем... Благодаря тому, что конкуренты из-за пробы на допинг остались с носом, наши штангист Март Сейм и борец Хейки Наби заняли лучшие места».

Во второй колонке EPL надеется на бездопинговую Олимпиаду и приводит список стран, страдавших от решений Международного олимпийского комитета. Среди прочего упоминается и целая страна, которой запрещали участвовать в Олимпийских играх на протяжении четверти века, – ЮАР. Не из-за допинга, конечно, а из-за апартеида, и неважно было, что именно думают об апартеиде сами спортсмены. Газете жаль, что в Рио-де-Жанейро не выступит легкоатлет Елена Исинбаева, «но жаль и то, что Исинбаева и многие другие россияне не понимают, что они прежде всего жертвы своей страны, а не международного заговора против России».

Статью в рубрике «Персона» посвятил Исинбаевой Eesti Ekspress. «Очаровательная Исинбаева, которая много лет является честью и гордостью российского спорта, в неугасимом гневе переводит все внимание на себя, – пишет журналист Даннар Лейтмаа. – Она – благословение для всего грязного спорта России. На деле Исинбаеву можно понять...» По Лейтмаа выходит, что дело в личной обиде и желании выслужиться. «Исинбаева делает ровно то, чего от нее ждут. О такой услуге не забывают. Путин и политическая элита РФ нуждаются в Исинбаевой больше, чем в ее олимпийском золоте».

А ведь еще недавно бывший спортивный врач Виктор Бернацкий заявил, что много лет снабжал допингом эстонских легкоатлетов и лыжников. И никто тогда не говорил, что Эстония – допинговое государство. Но, действительно, у них шпионы, а у нас – разведчики.

Наверх