Cообщи

Сестер хотел бы закрутить денежные краны

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Свен Сестер
Свен Сестер Фото: Pm

Смогут ли госпредприятия в дальнейшем распределять спонсорские деньги, как прежде? Может, необходимо прекратить подобную практику или существенно ограничить ее, определив, например, кого можно поддерживать?

По всем этим вопросам правительству предстоит осенью провести принципиальные дискуссии.

Правила для спонсорства

Спонсорство госпредприятий попало под огонь критики, когда Нейнар Сели одновременно руководил и Tallinna Sadam, и Олимпийским комитетом страны, т.е. присутствовал при принятии решения о спонсировании. Спонсорские деньги госпредприятий их руководители и советы нередко использовали как личные т.н. зонтичные деньги.

Министерство финансов подготовил программу, как в будущем более результативно и прозрачно можно было бы управлять предприятиями с госучастием и целевыми учреждениями.

Среди прочего планируется установить более четкие общие правила, как и в каких случаях госпредприятия могут заниматься спонсорством. До летнего отпуска члены правительственной

коалиции – Партия реформ, Союз Отечества и Res Publica, а также СДПЭ – о необходимых изменениях договориться не сумели.

Например, в прошлом году Tallinna Sadam поддержал создание системы освещения эстрады в волости Мустъяла, проведение суперфинала Евролиги по пляжному футболу, создание игровой площадки в Палдиски, подготовку к Олимпиаде теннисистки Анетт Контавейт, хаапсалуский фестиваль Augustibluus. Всего десятки и десятки различных мероприятий, в основном в сумме 10 000 или 5000 евро.

А вот AS Riigi Kinnisvara выделило спонсорские на основании конкретного договора только ТТУ – на стипендии и исследования в области строи­тельства и недвижимости.

По действующему сейчас закону, предприятия с гос­участием имеют право выделять для спонсорства полтора процента от своей прибыли за три года.

«Некоторым стало казаться, что они не просто могут, а должны тратить эти деньги, что их можно распределять как свои деньги, – сказал министр финансов Свен Сестер. – Но ведь, по сути, это общественные деньги».

Министр перечислил, откуда берут эти общественные деньги и как их распределяют: «Из госбюджета через Министерство культуры и другие министерства – от Совета по азартным играм, фонда «Капитал культуры», предприятий с гос­участием. Все это деньги общественного сектора. Классическим инструментом перераспределения общественного дохода является госбюджет. Тогда почему предприятия с госучастием тоже должны выделять деньги?»

По его словам, логика заключается в том, что государственные предприятия платят государству дивиденды, а государство, как владелец, направляет деньги туда, где в них есть потребность, где «жмут ботинки».

Сестер напомнил, что когда он десять лет назад сам председательствовал в совете Eesti Loto, то они решили, что коммерческое предприятие спонсорских денег не должно выделять.

Четыре варианта

«Eesti Loto все равно с цены каждого билета выплачивает государству налог на азартные игры, а кроме того, еще и дивиденды, – пояснил министр финансов. – У государства есть обзорная информация, и оно знает, куда надо перечислить деньги через бюджет».

Сестер хочет ликвидировать прежний порядок, когда гос­предприятия по своему усмотрению решали, кому отдать спонсорские деньги. Он скорее склонен к такой системе, когда принадлежащие государству предприятия вообще не занимались бы спонсорством, а если и занимались, то очень ограниченно.

«Что можно было бы разрешить спонсировать и в дальнейшем, так это научную и опытно-конструкторскую дея­тельность, которая направлена на инновацию собственного предприятия – вот это можно было бы обсудить», – считает Сестер.

Минфин предложил четыре варианта. Первый: сохранить существующее положение, когда нет ограничений на распределение спонсорских. Вторая: разрешить спонсирование только тех видов деятельности, которые обеспечивают духовное и физическое развитие – спорт, культуру, учебную и научную работу. Третья: определить сферы, которые нельзя спонсировать. Четвертая: вообще запретить всякое спонсорство. Против последнего варианта говорит то, что, согласно рекомендациям Организации экономического сотрудничества и развития, госпредприятия должны обладать такими же возможностями, как и частные, т.е. полностью спонсорство запретить нельзя.

Когда правительство перед летним отпуском обсуждало эти варианты, то у минис­тров возникли воп­росы: будут ли вообще, в какой мере, из каких средств компенсированы деньги, которые, например, спорт­смены получали за счет спонсорства от госпредприятий.

«Появилось оправданное ожидание спонсорских денег, а на самом деле оно совсем неоправданно, – считает Сестер. – У министров возник вопрос, можно ли будет получить в дальнейшем недостающие деньги из госбюджета».

Сестер привел пример, что в спорте привыкли просить деньги у спонсоров (в основном у Tallinna Sadam) на трех уровнях: для Эстонского олимпийского комитета (ЭОК), для отраслевого спортивного союза и, наконец, для конкретного спортсмена. По мнению министра финансов, было бы правильнее деньги из бюджета выделять ЭОК, который бы стал центром компетенций по вопросам спорта.

«Или, например, когда Eesti Energia в Нарве поддерживала массовые забеги, то должна ли она делать это и в дальнейшем? Или государство могло бы поддержать эти забеги из других источников», – задается вопросом Сестер.

Министр финансов пообещал, что осенью снова поднимет этот вопрос на заседании правительства, чтобы установить новые единые правила с ясным прозрачным порядком распределения денег.

Спонсорство

Некоторые примеры спонсорства Tallinna Sadam за прошлый год

• Бронзовая скульптура «Старик с козой» в порту Хельтермаа – 3000 евро

• Фестиваль Sõru Jazz – 5000 евро

• Этап соревнований КМ по спортивным танцам Tallinn World Open – 7500 евро

• Велотур «Балтийская цепь» – 10 000 евро

• Проектирование и строительство общественной площадки в деревне Уускюла волости Йыэляхтме – 10 000 евро

• Реновация стадиона в Маарду – 10 000 евро

• В рамках проекта «Молодежь – в школы» во имя прихода в школы молодых учителей – 10 000 евро

• Профилактическая и спасательная деятельность морских спасательных команд Спасательного союза – 10 000 евро

• Лыжные тренировки национальной сборной по лыжному спорту в рамках подготовки к ОИ-2018 – 10 000 евро (деньги получили также фехтовальщики, пловцы, триатлонисты, спортсмены-автомобилисты и другие)

Источник: Tallinna Sadam

Ключевые слова

Наверх