Cообщи

Авария со многими неизвестными

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
После столкновения водитель Audi A8 вылетел в овраг.
После столкновения водитель Audi A8 вылетел в овраг. Фото: архив Дмитрия Сарвиро

Два с половиной года назад недалеко от Таллинна произошла авария. К счастью, физически в происшествии никто не пострадал, чего не скажешь о моральном состоянии участников случившегося. Месяцы разбирательств и пропавшие свидетели – вот лишь малая часть странностей, которые есть в этой истории.

А началось все 31 августа 2008 года. Под вечер семья Дмитрия Сарвиро засобиралась домой с дачи. Ехали двумя машинами: впереди наш герой с братом на Ford Mondeo, следом папа, мама и бабушка на Mazda 626. Ехали по Вильяндискому шоссе (назовем его так, хотя официально трасса именуется Таллинн – Рапла – Тюри).

«Возле магазина „Тыдва“, у поворота на Кийза, установлен знак снижения скорости до 70 километров в час. Передо мной ехал автомобиль Mercedes, который так же, как и я, сбросил скорость. Однако и после окончания ограничения он почему-то не стал разгоняться», – рассказывает свою версию случившегося Дмитрий.

Пойти на обгон сразу Дмитрий не мог. Дорога шла в гору, за которой ничего не было видно, а разметка запрещала обгон. Молодой человек говорит, что не рискнул совершать маневр и тогда, когда двойная сплошная полоса закончилась: вершины горки еще не достигли, а потому видимость все еще была ограниченной.

«Заехали на горку. Я убедился, что впереди никого нет, бросил взгляд назад, увидел машину отца, который не собирался идти на обгон первым, больше никого не было (так, во всяком случае, мне показалось, поскольку что происходит за горкой, видно не было), показал поворот и начал увеличивать скорость», – уверяет наш читатель.

Он успел уже поравняться с «мерседесом», когда почувствовал сильный удар слева и сзади. Машину повело на ехавший рядом автомобиль «мерседес», мимо по обочине на бешеной скорости что-то пронеслось. «Форд» начал вихлять, Дмитрий пытался остаться на дороге и не скинуть обгоняемого в кювет, а когда контроль над автомобилем был восстановлен, притулился к обочине.

Обратившийся в газету молодой человек говорит, что на трассе он был не один. Кроме «мерседеса», его «форда» и отцовской «мазды» на месте аварии остановились еще несколько машин. Промчавшимся мимо оказался автомобилем Audi A8. Он закончил путь в канаве. К счастью, никто не пострадал, но поскольку договориться водители не смогли, было решено вызывать полицию.

«Если бы я знал, как все сложится, я бы обязательно записал данные тех водителей, которые видели аварию и остановились, чтобы выяснить, все ли с нами в порядке. Я был полностью уверен в виновности водителя «ауди», который начал обгон в запретной зоне и не прекратил маневр, как того требуют правила, при возникновении непредвиденных обстоятельств, а попытался совершить так называемый «двойной обгон». Но полиция ехала почти два часа, я был в шоке, одним словом, все уехали, а мы остались ждать патруль», – сокрушается Дмитрий.

Две версии одного события

По словам нашего собеседника, начавшая свое расследование полиция еще больше запутала ситуацию. Сарвиро говорит, что еще на трассе он показал, что разметка, запрещающая обгон, содержала ошибку (вместо 500 указанных метров линия длилась 415, что подтвердил обычный полицейский замер), а потому второй участник движения или не оценил обстановку и начал обгон раньше, чем было нужно с точки зрения безопасности, или вообще нарушил правила, поскольку обгонял не только Дмитрия, но и еще – как минимум –«мазду» его отца. Именно отец Дмитрия позже пропадет из дела как свидетель.

Водитель «ауди» описал ситуацию в протоколе так: он ехал по трассе, решил совершить обгон, возможно, несколько превысил скорость, но действовал по правилам. В тот момент, когда он почти поравнялся с машиной Дмитрия, тот неожиданно выскочил перед ним, тоже решив совершить обгон, и во избежание более крупного ДТП ему пришлось уходить на обочину, что и привело его в канаву.

Дмитрий уверяет, что полицейский постоянно давил на него, заставляя подписать протокол, в котором он признает свою вину. Сарвиро сопротивлялся, утверждая, что ни в чем не виноват. Водитель Audi по большей части молчал. В конце концов Сарвиро был приглашен в полицию для дальнейших разбирательств.

Победа в суде радости не принесла

Нужно отдать должное настойчивости Дмитрия. За время, пока велось расследование проступка, он завалил письмами, ходатайствами и заявлениями и полицию, и страховые компании, и прокуратуру, и МВД. Требовал тщательного разбирательства, настаивал на проведении экспертиз, просил внимательно осмотреть повреждения на своей машине, чтобы зафиксировать их, прежде чем починит автомобиль.

В одном ответе ему сообщили, что расследование будет продолжено, поскольку показания сторон сильно расходятся, в другом сообщалось, что машина эксперту не нужна, поэтому ее можно чинить, о чем владельцу якобы уже сообщили по телефону. Дмитрий клянется, что ему никто не звонил.

Именно в этих ответах наш герой обнаружил, что полиция почему-то указывает не то место аварии. По его словам, все случилось на четырнадцатом километре Вильяндиского шоссе, а в полицейских документах указан восьмой километр. Дмитрий не поленился, сходил в Департамент шоссейных дорог и взял справку. Дело в том, что в полицейской машине, которая приехала на разбор ДТП, был установлен прибор GPS, координаты местности по спутнику страж порядка указал верно, а вот километр – нет. На основании этих координат департамент и сообщил, что данным показаниям соответствует четырнадцатый километр трассы Таллинн – Рапла – Тюри. Впрочем, эта справка ситуации не изменила.

Дмитрий писал и констеблю Александеру Шейну, который был на месте аварии и позже рисовал схемы, занимался разбирательством, и его непосредственному начальнику Рене Бирку, и начальнику Бирка – Рихо Тянаку. Дошел до руководителя отдела охраны общественного порядка Пыхьяской префектуры Кристьяна Яани и даже получил письмо от префекта Эльмара Вахера. В каждом из писем указывается не то место аварии, в каждом говорится, что полиция делает все по закону и решение вот-вот будет вынесено.

Видел Сарвиро и заключение эксперта Яана Мармора, который не видел машины и не побывал на месте, а пользовался нарисованными полицейским схемами, а также снимками и на их основании пришел к выводу, что однозначного решения тут быть не может.

И все-таки оно было вынесено. Если коротко, то виноватым оказался Дмитрий, который начал обгон, не убедившись в безопасности маневра, а потому он должен заплатить штраф в размере 1200 крон и еще 2400 крон – для покрытия возникших в ходе разбирательства расходов. Кроме того, теперь в решении говорилось, что авария произошла на восьмом километре трассы Саку – Тыдва, а это вообще чистое поле.

Харьюский уездный суд аннулировал решение полиции и обязал государство выплатить молодому человеку компенсацию за нанятого адвоката, пошлины и прочее, а также отменил назначенные штрафы. Итого: 11 144 кроны.

Виновных нет, искать не будут

Казалось, можно праздновать победу и бежать в страховую компанию, чтобы вернуть деньги, потраченные на ремонт разбитой машины. Не тут-то было. Из страховой компании «ауди» – QBE – сообщили, что виноватым по-прежнему считается Дмитрий. В страховой компании BTA, в которой была застрахована машина нашего героя, пояснили, что эксперты фирмы провели свое независимое расследование и согласны с мнением полиции, причина ДТП – невнимательность Дмитрия. Тот факт, что суд отменил решение полиции и теперь Сарвиро вроде как и не виновен, отметается, поскольку сотрудники страховых фирм уверены в обратном.

«Я вновь обратился в полицию, чтобы получить справку, что я не виноват, раз уж так решил суд. Однако в ответ мне сообщили, что решение суда к признанию вины отношения не имеет, он лишь отменил штрафы, а полиция вообще не может влиять на решение страховщиков», – удивляется метаморфозам жизни Сарвиро.

Пресс-секретарь Пыхьяской префектуры Александра Солнцева пояснила «ДД», что, несмотря на то, что суд отменил решение полиции, в котором Сарвиро был признан виновным, вины с водителя никто не снимал.

«Решение полиции в отношении того, кто из сторон стал виновником данного дорожно-транспортного происшествия, было вынесено на основании материалов, собранных на месте происшествия, и проведенных экспертиз. Однако в решении полиции был указан неверный адрес места, где произошла авария, – восьмой километр шоссе Саку – Тыдва. Суд аннулировал это решение полиции и постановил завершить данное делопроизводство о проступке», – сказала Солнцева. К тому же, по словам представителя полиции, подобное решение суда автоматически не означает, что виновна вторая сторона.

Суд решил дело прекратить, полиция решения не обжаловала, постановление вступило в законную силу, дела больше нет.

Что же делать Дмитрию, который не может получить страховку? «Делопроизводство о страховом случае и делопроизводство о проступке – две разные вещи. В случае начатого полицией делопроизводства полиция оповещает страховую фирму о принятых решениях, а в подобном случае – и о решении суда. Что и было сделано», – пояснила Солнцева.

Она отметила, что действия страховой фирмы регулирует Закон о дорожном страховании. В случае несогласия с решением, вынесенным страховой фирмой, у человека есть право обратиться в страховую комиссию по разрешению споров при Эстонском фонде страхования дорожного движения.

Дмитрия такой ответ не удивляет. Сейчас он готовит иск против полиции, которая, по его мнению, крайне безответственно подошла к делу. Схема с места происшествия была нарисована лишь через две недели после ДТП и, как считает наш собеседник, не соответствует действительности. Экспертиза, на которую постоянно ссылаются в страховых компаниях, произведена со всеми возможными нарушениями: как можно делать выводы, даже не осмотрев разбитые машины? А сами чиновники отвечали на запросы не как положено в течение 30 дней после подачи заявления, а после многократных звонков, напоминаний и требований. Рассматривает он и вариант подать заявление в Фонд дорожного страхования, но особого смысла в этом не видит, так как уверен, что решения принимают представители тех же самых страховых фирм.

Мы же, не найдя точного ответа на вопрос: так кто же виноват в аварии и кому должны были оплатить страховку? – обратили внимание на тот факт, что решение суда касается ошибки полицейского, выносившего решение и написавшего, что авария произошла на восьмом километре трассы Саку – Тыдва. Неверно указав место, он запутал дело и заставил государство отдать более 11 тысяч крон компенсации, плюс расходы на экспертизы и прочее. Теперь еще и дело брошено, то есть, простите, прекращено, а значит, виновные так и не найдены.

Солнцева уточнила, что факт ошибки обсуждался со всеми полицейскими, связанными с этим делом. «После обсуждения данной проблемы и выяснения обстоятельств, было принято решение не наказывать полицейского, допустившего эту ошибку, поскольку неверный адрес оказался в решении по техническим причинам, и данная ошибка не была сделана злонамеренно», – объяснила пресс-секретарь.

Подводя итог, хочется задать вопрос: нужно ли было вообще в августе 2008 года выезжать на место происшествия, если результата работы полиции так и нет?

Ключевые слова

Наверх